" Понимание - клинок с тремя гранями, наша сторона, ваша сторона, а посередине истина. "

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.05.2024, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » эМ и Жо » Дети - форум о детях » Можно ли лгать во спасение? (Мертвая девочка год вела дневник, спасающий детей)
Можно ли лгать во спасение?
КурдДата: Понедельник, 26.11.2007, 09:15 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Над этой рвущей душу летописью молились и рыдали тысячи людей. Выдержки из дневника разбирали на благотворительные сайты. Ее фото и рисунки хранились в компьютерах родителей, которые из-за онкологии потеряли своих детей, и невостребованную любовь изливали на этого, еще живого ребенка.

Маленькая Юля - тоненький солнечный лучик с пшеничной, то и дело вылезающей от химий, шевелюрой и небесно-чистыми глазами. Она учила смертельно больных детей не сдаваться, а взрослых - не считать оставшиеся малышам дни «бессмысленными». Начитавшись, многие шли в больницы и помогали тяжелым детям выжить. И только сейчас выяснилось, что малышка, за которую все молились, которой передавали плюшевых мишек, и с которой переписывались трогательными письмами, давно мертва…

Сорок часов в коме

Все началось весной 2005 года, с просьбы в Интернете: «Прошу молитв о Юленьке (7 лет). Заболела в 2001-м, нейробластома - 4 стадия. Операции, реанимация, заражение крови... Сейчас 18-й месяц ремиссии. Болит ножка. Не дай бог, рецидив... Очень страшно».

Писала 17-летняя Лена Варежкина – старшая сестра Юли. Конечно, на просьбу откликнулись сотни людей. Выяснилось, что Варежкины из Астрахани, Юленька лечится в Америке. Дома, в России бывает редко. Она такая обаяшка, что сразу всех влюбляет в себя. Несмотря на страшную болезнь, занимается балетом, рисует…

Лена – студентка мединститута всегда очень грамотно описывала симптомы и процедуры, которые приходится переносить младшей сестренке. Состояние то улучшалось, то она «зависала» на грани смерти, заставляя читателей, плакать и поминутно заглядывать в Интернет: «как дела у Юли?». Особенно страшно было, когда старшая сестра в одиночку ухаживала за младшей в Америке, а родители, из-за канители с документами, никак не могли приехать на подмогу. Тогда Лена писала:

«…Вчера вечером развился отек мозга, судороги, потом клиническая смерть. Юля уже более 40 часов в коме. Врачи говорят шансов почти нет. Помолитесь, умоляю!

…Ночью, после 17 минутной остановки сердца, врачи сказали, что бессильны... Я не верю.

… Я больше не буду спускаться из реанимации, поэтому новостей может не быть долго...

...Юленька вышла из комы! Я прибежала за ее любимым фиолетовым бегемотом. Спасибо всем, кто молился!»

К выходу Юли из комы на сайте выросла целая армия ее «поклонников». Люди не только молились, но и предлагали помощь... Но Варежкины всегда отказывались: «Все лечение оплачивает спонсор».

«Кто имеет право решать, чья жизнь важнее?»

Скоро основное действие перетекло в виртуальный дневник Юли. Благодарная всем за поддержку девочка по-детски немного коряво, но по-взрослому мудро рассказывает, чем живет ребенок больной раком:

«…я уже почти что хорошо себя чувствую после операции. Но я ещё не стала нормального цвета.

…Некоторые говорят, что можно было вылечить много детей на те деньги, которые платят за меня. Я не знаю, что говорить таким людям. Сейчас уже понятно, что я не вылечусь. Кому-то, возможно, эти деньги подарили бы жизнь, а мне только продлят. Но разве кто-то имеет право решать, чья жизнь важнее?".

И так полторы тысячи записей. С талантливыми рисунками и застывающими прямо в сердце фотками. С историями о равнодушии нашего общества, с которым Юля сталкивается, возвращаясь в Астрахань. Про клинику, где отказывались госпитализировать девочку, потому что она приехала без мед-документов: «истинная причина – тяжесть состояния, не хотят брать ответственность». Горькие воспоминания, как малышке не разрешили выступить на отчетном концерте музыкальной школы, потому что ее лысая голова «испортила бы парадный вид». В общем, болезненная, но обычная, из раза в раз повторяющаяся история всех российских онкобольных.

И совсем иные записи из Америки, где на выступлении балетной группы Юлину бритую голову повязывают кружевной ленточкой и ставят в центр. Где весь класс, в котором она учится, из солидарности приходит в школу в шапочках…

Спасенные ценой вранья

Постепенно Юлин дневник стал знаменит. И дело не в том, что жизнь этой смертельно больной девочки чем-то отличалась от десятков тысяч других. Как раз наоборот, Юля писала на самые простые и распространенные среди больных детей темы. Но другие о них плакали и угрюмо молчали, а Юля –РАССКАЗЫВАЛА! Люди проникались - рождались новые благотворители. А так как самой Юле помощь была не нужна, те, кто полюбил ее, старались помочь другим.

Сестра Лена тоже прочно вошла в круг благотворителей. Все доверяли и симпатизировали хрупкой 17-летней девушке, которая несет на себе такую ответственность! Мало того, потом Лена призналась, что у нее самой тоже рак, и у ее папы. Но она никогда ничего не просила, и не брала. Только мелкие подарки для Юли, не деньги! И все восхищались ее самоотверженностью.

Зато Лена обращалась за помощью для своих подшефных из детской астраханской больницы: «В отделении онкологии нет игрушек, утюга, чайника… А главное, ни одного инфузомата (аппарата, дозирующего лекарства) и мамочки вынуждены сутками считать капли…». Это первое удачное доброе дело Лены. Тогда она достучалась до фондов, в клинику закупили дорогущую аппаратуру и технику.

Окрыленная удачей, Лена взяла шефство над больным детдомовским малышом. Правда, этот мальчик прожил недолго. Умер. Тогда у Лены случился сильный приступ депрессии. Родители помнят, как больше полугода девушка провела, неотрывно глядя в компьютер. Она почти не выходила из дома, только печатала… Именно тогда, во второй половине 2006 – начале 2007 года знаменитая «умирающая от рака 8-летняя Юля» особенно активно вела дневник.

Лена делала попытки «убить младшую сестру», но не смогла…

В то же самое время доживала свои последние дни настоящая Юля – реальная 8-летняя американка, больная раком и пишущая в интернете дневник. В ее записях не было ужасных российских реалий, которые упоминались в дневнике русской Юли. Но все остальное – диагнозы, процедуры, операции, а так же рисунки, хорошие истории с балетом и солидарными школьницами – все было. А главное – фото в обоих дневниках были одни и те же. Вот только американская Юля умерла в сентябре 2006, а русская продолжала «жить».

Конечно же, никакой мистики нет. Русская Юля от начала и до конца была выдумана «старшей сестрой» Леной, а фото взяты с сайта погибшей девочки.

- Тогда она явно делала несколько попыток «убить» младшую сестру – вспоминают волонтеры. – «Юля», почти «умирала». Но тут Лена получала десятки писем, часам говорила по телефону и… оставляла Юлю «жить». Видимо потому, что получала то, что искала - сочувствие, утешение и любовь.

Правда выползла наружу только летом 2007-го. Кто-то нашел дневник американки и разослали ссылку основным участникам «спасения русской Юли». Стали проверять… Никто не хотел верить, что два года Лена водила всех за нос. Но, как только девушке намекнули, что обман раскрыт, она ушла в «глухую оборону».

- Вы доводите Юлю своими подозрениями! – плакала Лена. –Она отказывается писать дневник и погибнет из-за вас…

Никто не хотел «крови», но информация расползалась, как тараканы. Последняя запись «Юли» была сделана в начале августа. Скандал в интернете разразился только пару недель назад. Волонтеры поняли, что недомолвки могут «породить чудовищ», и решили рассказать все, как есть.

Что тут началось! Тысячи людей, жестоко обманутых с «благой целью» обрушились на головы когда-либо цитировавших Юлю волонтеров и самой Лены, «девятым валом». Друживших с обманщицей тут же обозвали «бандой».

- Обман удался только потому, что был бескорыстен! – отбивались благотворители. - Если бы Лена хоть раз попыталась собрать деньги на Юлю, ее бы раскрыли при первой же проверке документов!

Вспомнили все разы, когда Лена на кого бы то ни было просила материальной помощи. Обвинили в «мошенничестве», «воровстве чужой жизни» и в том, что она навсегда подорвала веру людей в добро. Те, кто только что молились за «девчонок Варежкиных», стали проклинать Лену и даже угрожать:

«…просила молиться во здравие? Пусть теперь просит молиться за упокой»

… К Юле в дневник приходили осиротевшие родители и молились за этого ребёнка как за свою утраченную дочь. А их обманывали! Это куда хуже, чем воровать деньги».

Были и те, кто облегченно вздыхал: «Слава богу, одним мучающимся от боли ребенком, как оказалось, меньше…». Но эти голоса тонули в потоке обвинений.

Сломалась, узнав, насколько наши дети несчастнее американских?

Я встретилась с Леной, и мы проговорили всю ночь. Худенькая, замкнутая, в свои 19 - загнанный в угол подросток. До встречи я уже многое выяснила, и была во всеоружии - боялась, что снова начнет врать. Перепуганная обвинениями в воровстве денег, Лена говорила мало, но правду.

- Лен, зачем ты придумала Юлю? Одиноко? Хотела так помочь другим?

- Не знаю – глаза в пол.

- Мама и папа тебя не любят?

- Любят…

Выяснилось, что и сама девушка, и ее отец, слава богу, здоровы. Об этом рассказала мама Лены. Реально больны только дети, которым Лена действительно помогала. Собираемые деньги действительно уходили в клинику (врачи подтверждают, счета проверены), и на подопечного больного мальчика. Подарки, переданные для «Юли», Лена тоже отдавала в больницу.

А еще, сопоставив все данные, я выяснила, что началось все с девочки с таким же именем, как у выдуманной «младшей сестры». Она лечилась в Санкт-Петербурге, и Лена про нее постоянно читала в Интернете. И так же просила молиться за больную. Тогда Лене было всего 15 лет. Не имея возможности помочь этой малышке (Варежкины-то жили в Астрахани), Лена начала бегать помогать в местную онкобольницу. Но малышка умерла.

А Лена все искала на сайтах зарубежных клиник, что можно было бы для нее сделать еще, но не сделано? И находила: лекарства, которые у нас все никак не сертифицируют; процедуры и аппараты, которые не по карману нашим клиникам; люди – сочувствующие, а не шарахающиеся от больных детей…

Во время этих поисков, наткнулась на сайт американской Юли. Позавидовала и решила создать свою «Юлю», вместо той, что умерла в Питере. Такую же счастливую, как американская, только русскую. Создать и «сделать» для нее все, что не удается делать для российских детишек. И показать всем на ее примере, насколько нашим больным детям приходится тяжелее, чем «забугорным»… А тот погибший мальчик, которого Лене так и не удалось спасти, стал последней каплей. Она окончательно сломалась и, возможно, сама поверила в существование сестры. По крайней мере сейчас она продолжает врать волонтерам, что Юля все еще жива…

Имена, фамилии и название города изменены по этическим соображениям.



КОММЕНТАРИЙ ПСИХИАТРА

«Ложь во спасение»

- Я бы ни в коем случае не стал осуждать эту девушку, - считает психиатр, доктор медицинских наук Михаил ВИНОГРАДОВ. - Идея создания сайта, где больные раком могли бы поддерживать друг друга, - безусловно, позитивная. Но вот исполнение наивное. Как говорится, ложь во спасение. Лене всего 19 лет, а подросткам свойственно выдавать себя за кого-то другого. Конечно, она хотела привлечь к себе внимание. Искала общественного признания, но не материальной выгоды. Это лишь детские фантазии, инфантильность. Я бы не стал говорить о каком-то психическом заболевании.

А ВЫ ЧТО ДУМАЕТЕ?

Кто-то считает ее сумасшедшей, кто-то сволочью, а кто-то - ангелом, пожертвовавшим своей репутацией ради того, чтобы пробудить в людях сострадание. А как считаете вы? Ответы ждем по почте на tankova-kp@mail.ru с пометкой «Виртуальная Юля».

http://www.kp.ru/daily/23995/78280/

http://www.kp.ru/daily/rubric/help/

 
РевеккаДата: Понедельник, 26.11.2007, 13:45 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Нельзя!!!!!!!!!!!!! Какой бы не была страшной правда, нельзя!!!!!!!!
 
SamantochkaДата: Понедельник, 26.11.2007, 16:08 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Истина и ложь в свете христианской нравственности
Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы, всё ясно: истина — это хорошо, ложь — плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведём примеры: Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (Быт 27.6-8). Преподобный Ефрем Сирин прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлён и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1 .

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. — нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами, такая ложь — есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционные годы священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности, он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему с красным флагом, вооружённую револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется священником Петровым как “святая ложь”2 .

Архиепископ Иоанн (Шаховской) еще в бытность его архимандритом в Европе выпустил брошюру, где упомянул о допустимости “необходимой лжи”. Так, он пишет: “Выдумывайте в необходимом случае какую-нибудь нелепую ложь, но не говорите в ежедневном обиходе неправды ближнему своему”3 .

Наконец, мы подошли к знаменательному явлению нашего столетия — попыткам нравственно оправдать вынужденную ложь некоторых официальных представителей Церкви во время гонений, так как благодаря ей (лжи) “удавалось спасти Церковь”. Например, когда эти представители публично в угоду советскому правительству заявляли, что гонений на Церковь в СССР нет, за что иногда добивались послаблений для Церкви со стороны советской власти4 .

Мы познакомились здесь с рядом примеров, которые как будто бы доказывают возможность, а порой и необходимость, для христианина прибегать к вынужденной лжи ради достижения благой цели. Но тут само собой обнаруживается сходство высказанной нами только что мысли с известным иезуитским постулатом: “цель оправдывает средства”. Так что же получается — правы были отцы-иезуиты? Но почему же тогда этот их постулат всегда рассматривался православными как образец изощрённой папистской лжи и как явное неправомыслие?

Дабы найти ответ, нам, видимо, придётся, не удовлетворяясь поверхностным взглядом на “вынужденную ложь”, исследовать самые её корни, ознакомиться с суждением Священного Писания и святых отцов по данному вопросу и тогда уже, в свете христианской нравственности, попытаться сформулировать единственно верное отношение к “благой лжи”.

К истокам лжи

Когда возникла ложь? — Тогда же, когда возникло зло. Бог зла не творил, зло — это, собственно, уклонение твари от Божественного добра. Тварь уклонилась от истинного добра тогда, когда уклонилась от Бога. Уклонилась, разумеется, в поисках ложного неистинного добра. Началоположником этого уклонения стал самообольстившийся падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт 3). Как он сделал это? Он прельстил их ложью.

Ложь, равно как и всякое зло и всякий грех, — это “творение” сатаны. Обладает ли сие “творение” какой-то самодостаточной сущностью? Нет, не обладает — это всего лишь извращение Божественного творения. Вдумаемся в значение слова ложь. Ложь — это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы — никто бы не польстился на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны. Итак, отец лжи — дьявол (Ин 8.44).

Наши прародители, обманутые дьяволом, и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня дьявол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (Откр 12.9). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (Рим 3.4)5 . Таким образом, с одной стороны, — дьявол побуждает людей ко лжи6 , с другой — падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнём, именно ко всякой: не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи дьяволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что “всякая неправда есть грех” (1Ин 5.17; выделено — и.В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч 6.16-19; Числ 23.19). Человек, созданный по образу и подобию Божию, не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в Котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была осуждена и запрещена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря: …не лгите и не обманывайте друг друга” (Лев 19.1,11)7 . Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя8 .

О нравственном идеале христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая, невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслитно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил, освятил его. С тех пор все нравственные заповеди, данные человечеству Богом, стали в принципе исполнимы для обновлённых и возрождённых крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и видеть живую Истину (ср. Ин 14.6). В таинствах Православной Церкви нам преподаётся Божественная благодать и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному Божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни этот идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Мф 5.37).

Дабы понять, с какой серьёзностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности, ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лк 22.54-62). Ясно, что апостол Пётр в душе не отрекался от Спасителя, он отрёкся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы, благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? — в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9 . О том же свидетельствовал и святой мученик Иустин Философ, говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом”10 (выделено мною — и.В.).

По словам Тертуллиана, среди язычников находились такие, которые предлагали христианам только на словах изменять христианству, оставаясь верными ему в душе. Но христиане, понимая, что предложение обманом сохранять свою веру исходит от лукавого, решительно отвергали такой путь11 . И не удивительно, ибо христианская правда — от Бога, а обман — от лукавого, и что общего между ними?12

Ложь и обман — это излюбленное оружие сатаны в его борьбе с христианами. Так, дьявол подучил солгать первохристиан Анания и Сапфиру, за что они поплатились жизнью (Деян 5.1-11). Он же, отец лжи, непрестанно воздвигал и воздвигает против Церкви Божией лжеучителей, лжеапостолов и лжепророков — всевозможных еретиков. А в конце времён выйдет на бой с Церковью Агнца главный приспешник сатаны — лжемессия, антихрист.

Из сказанного вполне ясно, почему христианам в их святой борьбе за Истину не следует прибегать ко лжи, как к оружию зла, ибо как сказал авва Пимен: “зло никаким образом не истребляет зла”13 .

Рассмотрим теперь иные свидетельства апостольского и святоотеческого наследия о лжи и об отношении к ней православных христиан.

Свидетельство священного предания

В раннехристианском произведении “Учение двенадцати апостолов”, обобщившем устное апостольское предание, дана заповедь: “не будь лжецом…”14 . В книге “Пастырь”, написанной первохристианином Ермой, имеется заповедь, полученная им от Ангела: “люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый”15 .

В послании, приписываемом апостолу Варнаве и, безусловно, передающем в общих чертах древнехристианское учение, говорится, что необходимо ненавидеть неправду, как об этом “говорит Сын Божий: “будем противиться всякой неправде и возненавидим её”16 (выделено мною — и.В.).

Приведём драгоценные высказывания преподобных отцов-пустынников, ставших носителями совершенного нравственного христианского учения после того, как закончилась эпоха первохристианского мученичества, христианство было признано государственной религией, вследствие чего городские христианские общины наполнились случайными, тепло-хладными членами.

“Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне (имеется ввиду наречение нового имени при постриге — и.В.), ложь не исходила из уст моих”17 .

Пустынножитель блаженный Иоанн Ликопольский говорил: “Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от дьявола (Ин 8.44)”18 и “ложь должна быть всегда чужда христианам”19 .

Не только Анания и Сапфира за ложь были наказаны смертью, случалось подобное и впоследствии. Например, мошенники хотели при помощи лжи получить деньги у преп. Иакова (память 13 янв.), за что один из них тут же был умерщвлён по Божию произволению20 . Поэтому вполне справедливы следующие слова некоего старца: “истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть”21 .

Так как ложь признается святыми отцами причиной духовной и физической смерти (ибо с грехом вошла в мир смерть), то лжи отводится ключевое место в святоотеческом понимании таких явлений, как ересь и прелесть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял ересь как ложные учения, выдуманные отверженными духами и человеками, тогда как Божественная Истина для того и вочеловечилась, “чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи”22 .

“Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме”23 , — отсюда его родство с прелестью. Начало и основание прелести (т.е. состояние, в которое впадают некоторые подвижники) есть ложная мысль. “В ложной мысли ума, — пишет Святитель Игнатий, — уже существует всё здание прелести”24 . Образно говоря, ересь и прелесть — суть две стороны одной монеты, а ложь есть тот материал, из которого эта монета сделана.

После смерти те души, которые не считали за грех ложь, даже малую и вынужденную, будут истязаться на мытарствах. По словам Святителя Игнатия, на мытарстве лжи истязается всякая нераскаянная ложь25 .

Никто из христиан не сможет оправдаться своим незнанием необходимости принести покаяние за содеянную ложь. Равное наказание в вечности определено словом Божиим и для закоренелых лжецов, и для лжецов, обманывавших ради доброй цели — “…всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою” (Апок 21.7; выделено — и.В.).

О несовершенстве человеческой добродетели и пути к её совершенствованию

Прежде чем перейти к теме данной главы, подведём первый итог нашего исследования. Итак, всякая ложь противна Богу и нравственному евангельскому закону26 , ложь происходит от дьявола, всякая ложь есть грех, который христианам необходимо избегать.

Но как быть с теми случаями, когда вынужденная ложь используется для спасения чьей-нибудь жизни или, говоря шире, для церковной пользы? Тут мы встречаемся с двумя реалиями: несовершенством человеческой добродетели и с церковной практикой икономии (допустимостью уступок ради церковной пользы). Остановимся подробнее на каждой из них.

Все случаи, когда кто-либо прибегает ко лжи, спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви, — безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели. Ибо хотя во Христе человечество и усыновлено Богу, но в нашей земной жизни каждый обречен доживать свой век в теле смерти. Поэтому к каждому нашему доброму делу примешивается, пусть в самой малой степени, греховная нечистота. Один Христос без греха. Но именно то, что Он не совершил никакого греха (1Пет 2.22), будучи во всём остальном таким же человеком, как мы, не даёт нам права защищать нашу несовершенную добродетель и уж тем более возводить несовершенство добродетели в нравственный закон.

И если священная история не осудила, как явно богопротивные, случаи, подобные тому, что мы упоминали в начале (Ревекка и Иаков)27 , то, основываясь на них, недопустимо выводить некую “мораль” о “святой лжи” (свящ. Петров) или поощрять верующих к необходимой лжи (архиеп. Иоанн Шаховской28 ), будто такая ложь совершенно невинна.

Только высоконравственное евангельское учение Христа является непреложным нравственным законом православных христиан, а вынужденную ложь ни при каких условиях нельзя признать действием, оправдываемым Евангелием и христианской совестью. Примером для нас могут служить святые апостолы и первые христиане, а также святые отцы, которые всеми силами стремились не допускать даже малой доли неправды в своей жизни. И не только в словах и делах, но даже и в мысли.

Но если иногда вынужденная ложь и не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь прославляли святых не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи (см. вышеприведенные случаи с преп. Ефремом Сирином и св. патриархом Тихоном), а за их всежизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо вынужденная ложь — это все-таки ложь, а всякая ложь — грех. Преп. Авва Дорофей так говорит об этом: “Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большего смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев”29 . Иными словами, святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.

Какой же путь, по учению православной Церкви, ведёт к очищению человеческой добродетели от примеси лжи, тщеславия и прочей нечистоты? Это путь духовного совершенствования, соработничества с Богом в деле собственного спасения. По мере очищения человеческой души от страстей — очищается и человеческая добродетель. Подвижник, стяжавший благодать Духа Святого, уже почти совершенно освобождается от плена плоти и потому его дела, его добродетель становятся светом миру, светом, в котором уже нет никакой тьмы. Сей путь назван святыми отцами путём умного делания. Последнее включает в себя борьбу с нечистыми помыслами, сжигание их огнем молитвы Иисусовой, непрестанное хождение в своей совести пред очами Божией Правды. Именно благодаря сему многотрудному духовному подвигу авва Анувий, по милости Божией, был совершенно освобождён от греха лжи (см. выше).

Крещение и миропомазание — это та грань, которая отделяет ветхого человека от нового, это дорога в жизнь вечную. Но тот, кто после крещения не подвизается на поприще духовного самосовершенствования, бывает не способен удержать на высоте нравственных требований евангельского закона, впрочем, он и не стремится к этому. Такому человеку его обновление крещением вменится в осуждение, ибо он, будучи рожденным во Христе, возвращается к жизни по плоти и, тем самым, становится лжецом перед Богом. Вот что говорит об этом Свят. Тихон Задонский: “лжет христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковой всяк есть, который по крещении святом беззаконует и к суете мира сего прилепляется”30 (выделено мною — и.В.).

Итак, следует помнить, что возвращаясь ко лжи, мы делаем уступку плоти, и даже если эта уступка вынужденная, это всё-таки, хотя и малое, но отступление от жизни в Новом Адаме — Христе.

Некий святой старец сказал: “Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек”31 . “Ложь от плотского рождения и плотского мудрования”, — писал — Свят. Тихон Задонский32 .

Каковы же плоды всякой лжи для духовной жизни христианина? По словам того же Святителя: “Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь”33 .

Даже самая “лучшая” ложь — для спасения кого-либо — не может быть боговдохновенна, и в лучшем случае она есть плод человеческой душевности, но не духовности. Подобные случаи вызывают у людей понимание и даже преклонение, и справедливо, ибо совершаются они ради человеков, но не ради Бога. Ибо ради Бога можно говорить только истину, но нельзя лгать ради Бога.

Мудрость икономии и безумие мученичества

Если нельзя лгать ради Бога, то можно ли прибегать к вынужденной лжи для церковной пользы, т.е. по икономии?34 Церковь есть богочеловеческий организм, поэтому ясно, что вынужденная ложь, если и может послужить в Церкви чьей-то пользе, то только пользе человеков, но не Бога. Икономия, в принципе допускаемая церковной практикой, служит церковной организации людей-христиан, но в ней не нуждается Церковь, как Тело Христово. Ибо Телом Христовым управляет Христос — Глава Церкви. Кто же лучше Христа может защитить и сберечь Церковь от напастей? Безусловно, и в деле защиты Церкви необходимо соработничество человеков с Богом, нужны усилия со стороны верующих людей. Однако нельзя оправдывать действия некоторых представителей Церкви, послужившие спасению внешней церковной организации (см. примечание 4), как спасительные для Церкви — Тела Христова. Христос не нуждается в том, чтобы Его Церковь спасали компромиссами с совестью и вынужденной ложью…, но в этом, к сожалению, нуждаются иногда христиане, как немощнейшие члены Церкви — Тела Христова. И если соборный разум Церкви терпимо, порой, относится к подобным действиям, то это не значит, что вынужденная ложь в таких случаях не является грехом. Принцип, предложенный аввой Дорофеем, должен быть применён и к подобным случаям: “ …когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев” (см. примечание 29).

В противном случае мы станем иезуитами, которые возвели в принцип своей деятельности отступление от правды и компромиссы со злом, разумеется, ради некой благой цели, которая оправдывает любые средства.

В связи с этим нельзя не обратить внимание читателя на тот настораживающий факт, что в последние десятилетия в среде известных иерархических и богословских кругов Православной Церкви наметилась опасная тенденция сделать икономию неизменной церковной политикой. Бытует мнение, что в области внешних церковных сношений допустима мораль мира сего. Но с этим не может согласиться совесть не мудрствующего лукаво православного христианина35 . Вспомним слова новомученика Максима Горлицкого36 , говорившего на следствии: “Моя политика — это Евангелие”.

Икономия, допустимая как исключение, не может и не должна заслонять собой неизменный нравственный закон Евангелия, даже если дело касается церковной политики. Примером такой поистине евангельской “политики” могут служить слова бесстрашного исповедника Православия, священномученика Вениамина Петроградского: “Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией. Странны рассуждения некоторых, может быть, и верующих пастырей — надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоны, Вениамины и т.п. спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя… Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявить… мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!”37 .

Сомученичство со Христом Распятым — вот то спасительное соработничество, которого ждёт от нас Бог. Исповедничество и готовность к мученичеству несравнимо более приятны Господу, чем все наше немощное человеческое мудрование. А если в годину гонений мы окажемся недостойны мученических венцов и по немощи уклонимся от страданий, то давайте хотя бы не будем выставлять свой путь как единственно верный, считая безумными тех, кто до дна испил чашу мучений за истину Христову.

Опасным для христианской нравственности должно быть признано и стремление некоторых современных историков приписывать компромиссы (к которым неизбежно относится и вынужденная ложь) с атеистической и богоборческой советской властью чуть ли не Божественной мудрости того или иного архиерея. Если это и мудрость, то мудрость человеческая, а не Божественная. Не нужно говорить о том, какие страшные последствия постигли бы Церковь и общество, если бы такая мудрость была признана нравственной нормой поведения христиан. Ибо мудрость плоти несовместима с мудростью Духа, и “мудрость икономии”, возведенная в абсолют, исключает собой “безумие” христоподражательного мученичества.

Жить в Истине

Но есть и еще одна, быть может, неожиданная сторона у разбираемого нами вопроса. Оказывается, что даже непримиримые обличители лжи и борцы за церковную Истину, порой, сами не могут удержаться от мелочной лжи в повседневной жизни. Если человек со вниманием будет следить за собой, то увидит, что в течение только одного дня у него не раз возникнет искушение слукавить, причем, по самым ничтожным поводам. Защитник Истины по виду, являющийся в душе лжецом, — что может быть печальнее этого зрелища?

Чтобы противостоять ежедневной “бытовой” лжи, нужен не меньший подвиг, чем при отстаивании догматических истин Православия. И это не случайно, ведь битва за Православие идёт прежде всего в душе каждого христианина. И от результата этой сокровенной невидимой брани зависит вечная участь каждой отдельной личности.

Жить в Истине, жить во Христе — вот наша нравственная цель. И если несмотря на тысячи ухищрений дьявола, мы с упованием на Господа устремимся к указанной цели, то это и будет реальным началом нашей жизни в Истине, это и будет нашим непрестанным исповедничеством правды Божией. Неотъемлемой частью такого нравственного исповедничества является безжалостное открытие и исповедание своих прегрешений, в том числе и всех видов лжи: вольной и невольной, своекорыстной и вынужденной. Отрицаясь лжи, мы легко отвергнем и отца её — дьявола, и сопричтёмся Истине. Таковым путём шли за Христом апостолы, мученики, преподобные и все святые, таковой путь предлежит и нам, сегодняшним христианам.

И пусть люди мира сего, — которых удел в этой жизни, которые закрывают глаза, дабы не видеть Света истинного, которые непрестанно совершенствуются в коварстве, — пусть они безумно хвалятся тленным благополучием, приобретённым на путях лжи, пусть чрево их наполнено и сыновья их сыты, а мы, христиане последних времен, отверженные и презренные скоропреходящим судом века сего, будем с упованием ожидать суда Высшей Правды. И дай нам, Господи, всегда в правде взирать на лицо Твоё; пробудившись насыщаться образом Твоим (Пс 16), ибо Ты, Боже, — единая и единственная Истина наша. Аминь38 .

 
ЕгорычДата: Пятница, 07.12.2007, 12:56 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 135
Статус: Offline
Врать нельзя!!!!! Найдите мне человека, который бы не врал, хотя бы однажды!

Решения, которые ты принимаешь сегодня, закладывают фундамент для твоего будущего. Так что принимай их мудро!
 
Исцеляющая_19Дата: Вторник, 01.01.2008, 16:10 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 768
Статус: Offline
Человек врать не может в принципе каждый хоть когда то прибегает ко лжи но даже спасительной лжи нет оправдания

ВСЕ получает только тот, кто умеет ждать.
 
АланаДата: Вторник, 11.03.2008, 17:37 | Сообщение # 6
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 2252
Статус: Offline
Ложь во спасение? А о каком спасение идет речь вообще?
Quote (Курд)
Но другие о них плакали и угрюмо молчали, а Юля –РАССКАЗЫВАЛА! Люди проникались - рождались новые благотворители. А так как самой Юле помощь была не нужна, те, кто полюбил ее, старались помочь другим.

А может ради этого и стоило?!!


Чем больше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома
 
SamantochkaДата: Среда, 30.04.2008, 19:07 | Сообщение # 7
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Quote (Егорыч)
Врать нельзя!!!!! Найдите мне человека, который бы не врал, хотя бы однажды!

за всю жизнь не слышала от отца ни одной лжи

 
VasДата: Вторник, 27.03.2012, 11:55 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Статус: Offline
[Мне кажется, что вся эта история - испытание нашего человеколюбия. Если мы, считая себя людьми правильными и добрыми (раз уж мы интересуемся "чужими" проблемами), могли сострадать, помогать и сопереживать вымышленной больной девочке, то почему (оставаясь все теми же) так остро осуждаем Лену?
Да, Лена виновата. Виновата в том, что ОБМАНУЛА других. Врать -- нехорошо, ложь нельзя оправдывать благими намерениями (хотя это тоже спорный вопрос). Но кому стало плохо от этой лжи? Если оставить в стороне обиду и чувства обманутых людей, то лучше стало и онкобольным детям, на которых хоть кто-то обратил внимание, и их родителям, о проблемах которых наконец-то кто-то осмелился заговорить. Отделение получило необходимые приборы, дети - подарки и лекарства. Ничуть не оправдывая поступок Лены, хочу заметить: эта ложь пробудила в других людях сострадание. Если бы она была оформлена в другом виде - художественной книги или телесериала - мы бы ее хвалили и превозносили: ах, как талантливо, какой живой отклик, как нужны такие вещи в наше "черствое" время!
Почему же общество (то есть мы) так резко (до проклятий) осуждаем девушку? Почему не хотим понять и простить ее? Потому что нам обидно? Потому что нас обманули в наших лучших намерениях? Но ведь вся помощь в конце концов попала именно нуждающимся! И не учит ли нас церковь, что даже зная, что просящий может попросту пропить подаяние, лучше все-таки подать милостыню?
Я вижу здесь два наиболее болезненных момента. Во-первых, больше всего я сочувствую родителям, ранее потерявшим собственных детей. Но даже их я просила бы простить Лену и продолжать помогать другим деткам и их родителям: ведь онкоотделения не пустовали и до появления сайта, не опустели и после скандала. Горе, которое они пережили, дало им опыт, которым они могут поделиться и уже этим помочь. А мы, окружающие, должны извлечь свой урок: не потому ли так горячо откликнулись на выдуманную Леной историей те, кого не обошла стороной онкобеда, что в реальной жизни никому до них нет дела?
Во-вторых, люди молились о здравии несуществующей девочки Юли. Понимает ли Лена, что это - проступок, раскаивается ли в нем? И можно ли (особенно нам, простым смертным) судить ее за это? Наверное, люди, более сведущие в вопросах православия, могли бы дать по этому поводу более дельный совет. Но, проклиная, Лену, не совершают ли этим грех?
Жизнь очень разная. И мы разные. Лена хотела улучшить ее - по-своему, как сумела. Получилось плохо. Для всех и для нее. А ведь она - добрая. Только добрый человек может так откликнуться на чужое горе. Иные и свое топят в стакане или прогоняют кайфом.
Честно говоря, много ли мы сами сделали? Любить других легко, когда они нас устраивают и не мешают спокойно жить. А Лена эту спокойную жизнь нарушила.
Плохо только, что этот скандал возродит подозрения осторожных, и кто-то из детишек не успеет получить необходимую помощь. Но это каждый решит для себя. А судить - не наше дело. / donor.org.ua/index.php]
Всеми конечностями - ЗА!!!


Сообщение отредактировал Vas - Вторник, 27.03.2012, 12:25
 
Nefertity32Дата: Воскресенье, 01.04.2012, 01:02 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Подобные сайты не дают нужной информации. Мы также пробовали для игры вормикс в контакте скачить коды с сайта http://vormiksvkontakte.narod2.ru тута коды на вормикс, как говорилось, мол на оружие, на рубины, разные читы и баги. Но на деле - ничего не смогли выдать.
По-этому лучше самому всё делать, а не искать халявы бесплатной.

Форум у вас хороший! Надеюсь, его посетители, как и я, сами прокачивают игры, если увлекаются.
 
GomerДата: Воскресенье, 01.04.2012, 17:05 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Понравился ваш форум. Хочу в ближайшее время тоже сделать такой сайт.
Сегодня наткнулись в интернете на интересное предложение по подбору причёсок онлайн http://pricheskaonline.narod.ru без регистреции обещают подобрать подходящую причёску. Кто - нибудь пробовал воспользоваться подобными услугами и подобрать причёску? Будем благодарны за совет или адрес сайта, на котором можно подобрать подходящую причёску онлайн.
Немного не в тему пишу, но не найти мне подходящего раздела, не ругайте пожалуйста!
 
werfwer717Дата: Пятница, 19.05.2017, 18:06 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
Лгать нельзя.даже так.тем более так.
 
Форум » эМ и Жо » Дети - форум о детях » Можно ли лгать во спасение? (Мертвая девочка год вела дневник, спасающий детей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |