Профильное обучение- это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. Задача профилизации- создать такие условия, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.
Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение.
Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе (10-11 кл.) необходима предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов.
В чем специфика профильного обучения? В отличие от традиционного профильное обучение позволяет ученикам выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильности - это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования.
Из каких же компонентов складывается тот или иной профиль?Отметим три типа курсов:
Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся.
Профильные общеобразовательные предметы.
Элективные курсы.
Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Таким образом, профиль- это та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки:
минимальным объемам учебного времени, задаваемым Базисным учебным планом (33 часа в неделю);
нормам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).
Следует отметить, что свыше 60% учащихся, занимающихся в профильных классах, поступают в вузы и до 24% - в учреждения начального и среднего профессионального образования.