Опаньки, споры о науке и религии Пойдем путем Samantochkи) Как ученые Бога открывали
Ученые о Боге, или во что верил Ломоносов
Может ли ученый верить в Бога? В наш образованный век, а особенно в нашей широко и необъятно образованной стране, все средства массовой информации старались до недавнего времени всячески нас в этом разубедить. Хотя нас, в общем-то, и разубеждать-то было не в чем. В самом деле, кто же знал, что такие, например, великие ученые, как Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Луи Пастер, Михайло Ломоносов, академик Павлов И.П. и многие другие были и людьми, глубоко верующими в Бога. Разве знали мы, что эти ученые постоянно обращались в своих исследованиях за помощью к Богу и к Библии и постоянно молились Ему в своих лабораториях? Великий Ломоносов в свободное время поэтически перефразировал Псалмы, а не менее, может быть, великий Энштейн те же самые Псалмы перекладывал на музыку и проигрывал на скрипке. Если бы и знали мы, сказали бы тогда, скорее всего: «Ну и что же, время было такое… Все верили в Бога и в Библию».
Но в этом-то и суть! — восклицает в своей книге «Библейские основания современной науки» Генри Моррис. Отнюдь не случайность, что современная наука начала процветать в условиях Реформации и Великого Пробуждения. Ведь научные исследования, по существу, требуют библейского взгляда на мир — мир, где соответствующие причины приводят к соответствующим следствиям; где природные явления подчинены твердо установленным законам. Такой мир предполагает не хаотичное начало, но начало, управляемое великой мыслью и волей, разумную первопричину, великого Законодателя. Так почему же должны быть расхождения между христианским богословием и наукой? Дело в том, что таких расхождений нет и никогда не было. В прошлом наиболее выдающиеся ученые это понимали и пытались соединить естественные науки с богословием, эмпирический опыт с божественным Откровением.
В доказательство тому мы приводим здесь высказывания крупнейших ученых мужей, основоположников наиболее важных научных направлений и их последователей. Вот, к примеру, слова одного из основоположников астрономии нового времени немецкого ученого Иоганна Кеплера: «О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес! Там видит он превыше всего творчество Божие…». Крупнейший физик, астрофизик и космолог ХХ века Джинс говорит: «Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работавшем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».
Знаменитый естествоиспытатель Карл Линней свидетельствовал о своей любви и благоговении к Богу, Которого величал «Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем и хранителем вселенной, Господином и работником всякого дела в мире».
Великий Ломоносов утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту, стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество по вере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
Один из основоположников электродинамики — физик Ампер сказал: «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу». Первооткрыватель аргона, криптона, ксенона и неона, Нобелевский лауреат, физик и химик Рамзай утверждал: «По моему мнению, нет действительного столкновения между фактами науки и существенными учениями христианства».
Великий ученый — физик Рейнольдс считает: «В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомниться в непосредственном Откровении Бога в разные времена, а христианство основано на этой вере».
На вопрос: «Вы верите в Создателя, в Бога?» выдающийся физик Томас Эдисон отвечал: «Конечно, существование Бога может быть доказано даже химическим путем».
На нас смотрит вся Европа
В течение последних двух веков, с их доминирующим духом рационализма, позитивизма и материализма, научная теория пыталась свести веру в Бога к фольклорному пространству, к области эмоциональных пережитков. Но вот уже несколько десятилетий, как на западе связь между верой и наукой обретает новые формы, в том числе в отношении крупных открытий астрофизики и физики элементарных частиц. Исследовательский труд профессора Туринского университета Гаспара Амиди «Повторное открытие Бога», например, целиком посвящено этой теме. Профессор Антонио Зикики, один из крупнейших физиков-ядерщиков нашего времени, объясняет строение материи, начиная с уровня субэлементарных частиц, и заключает: «Тот, кто создал мир, не мог бы выбрать лучшего устройства».
Английский астроном Фрейд Хойл, один из самых оригинальных умов ХХ столетия, утверждает: «Открытие каждой новой элементарной частицы выявляет прекраснейшую математическую гармонию: законы физики отражают такую упорядоченность и взаимосвязанность, что невозможно не думать о заранее начертанном плане».
Известный физик Джон Полкинхорн, профессор математической физики Кембриджского университета и англиканский пастор, замечает в своей книге «Наука и вера»: «Сегодня ученый больше, чем богослов, кажется заинтересованным в естественнотеологических исследованиях (естественная теология — поиск Бога через науку — прим. автора), Пол Дэвис пишет: «Это может показаться странным, но у меня создается впечатление, что наука указывает нам путь к Богу с большей достоверностью, чем это делает религия».
И, наконец, в России возглавлявший Российскую Академию Наук академик Фатей Яковлевич Шипунов, придерживающийся православного вероучения, еще в 1985 году в беседе со священниками утверждал, что существуют неопровержимые научные доказательства бытия Божьего и духовного мира (см. «Вера и знание», №8, 1995 г, с 11).
Не случайно уже упоминавшийся кембриджский ученый Дж. Полкинхорн в другой своей книге «Вера глазами физика» сообщает: «Сегодня многие ученые, занимающиеся фундаментальной физикой, верят в уникальную «теорию всего», открытие которой вот-вот произойдет, и которая каким-то образом объяснит, почему и как существует мир». И они как в воду глядели (если можно сказать так об ученых)!
Открытие или откровение?
Бога открыли в Международном институте теоретической и прикладной физики российской Академии естественных наук. Но российские ученые из скромности, неизменно им присущей со времен советской власти, трубить на весь мир о своем открытии не стали. Тем не менее, какая-то информация была, и ей не преминул воспользоваться вездесущий, но очень невоздержанный журнал «Огонек».
Прежде всего отметим, что не ученые открыли Бога, но Он Сам им открылся, так что это открытие можно считать, скорее, откровением. «Он как-то Сам ввернулся в наши научные расчеты…» — признаются сотрудники института. Неудивительно, что именно нашим ученым, когда-то ломавшим себе голову над материалистическими дилеммами, типа, что первично — материя или сознание, стали открываться тайны мироздания, как только материализм со всей своей научнотехнической базой куда-то провалился. Выяснилось, что не только материалистическая диалектика не вечна, но и сама материя во времени и пространстве имеет свой предел. И теперь ученые вполне уверенно утверждают, что есть место, где никакой материи нет. Зато есть сознание, Высший Дух, который саму материю и все миры из этой материи творит.
Кто-то может усомниться в искренности наших ученых. Ведь не так давно они доказывали нам, что Бога нет. Просто запустили космонавтов, а те по возвращению из космоса объявили, что Бога там не видели, а значит, и нету Его вовсе. Не из конъюнктурных ли соображений они пытаются доказать нам обратное? Апология ответа на этот вопрос проста, как дважды два. Ибо ни один ученый, каким бы великим мистификатором он ни был, не сможет доказать, что дважды два — пять, и переделать тем самым всю таблицу умножения. Она неопровержима. И так же неопровержимы уравнения квантовой механики, стремящиеся доказать существование духовного мира. Это исчисляется с математической точностью: имеется длина волны, частота волны, фаза волны… Все это можно показать на доске, вычертить графики. Существование Бога уже не гипотеза, не теория. Это, если позволительно здесь так выразиться, научный факт. Точные науки для того и существуют, чтобы расставить точки над самыми спорными, необъяснимыми явлениями. Но в этом открытии точку ставить еще рано. Здесь последнюю точку должен поставить Сам Бог.
Вечная Ему Слава!
АМИНЬ.
Владимир Герасимов,
«Ассоциация христианских журналистов»
Такие вот истории
Знаменитый английский физик Майкл Фарадей сидел за письменным столом и читал Библию. Вошедший друг, увидев Фарадея, обхватившего голову руками, испуганно спросил:
— Что с тобой? Ты плохо себя чувствуешь?
Фарадей ответил:
— О нет, не это! Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу Откровения?!
* * *
Один молодой человек однажды подошел к доктору Симпсону, известному шотландскому хирургу-гинекологу. Он хотел сделать ему комплимент о его великом открытии в медицине (доктор Симпсон открыл анестетические свойства эфира и хлороформа). Хирург сказал ему: «Молодой человек, величайшие открытия, которые я когда-либо сделал, это во-первых то, что я осознал себя грешником и, во-вторых, что Иисус Христос — мой Спаситель...»
* * *
Три американских астронавта кружились над Луной. Это был первый человеческий опыт. Они смотрели на Землю с еще небывалого для людей расстояния. Весь мир затаил дыхание, чтобы услышать, что же скажут астронавты? Что же они возвестили? — Известные слова, которыми начинается Священное Писание:
«В начале сотворил Бог небо и землю».
* * *
Вольтер сказал однажды: «Я довольно долго слушал, что 12 человек основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда».
Известно, что последняя ночь этого человека прошла в ужасе и вопле. Он призывал на помощь именно Того, Кого всю жизнь преследовал.
В его парижском доме находится склад Британского Библейского общества.
Я. Левен, «Сеется семя»