" Понимание - клинок с тремя гранями, наша сторона, ваша сторона, а посередине истина. "

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 27.12.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Что такое разум?
РевеккаДата: Пятница, 18.01.2008, 12:02 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Что такое разум?

Отто ЭСТЕРЛЕ

Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта. При этом успешное моделирование каких-либо простых видов умственной деятельности человека приводило кибернетиков в восторг и они тут же назначали сроки окончательной замены человека компьютером. Но каждый раз эти сроки сдвигались в неопределенное будущее. И сегодня они не определены.

В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Но и здесь не все удачно. Выясняется, например, что признанный гений по этим системам может получить меньше баллов, чем средний, но тренированный человек. Причина всех этих неудач, вероятно, одна: нет четкой формулировки понятия интеллект, нет глубокого понимания сути этого феномена. Что же такое интеллект, разум?

Зададим себе два вопроса: зачем нам нужен разум и возник ли он внезапно или развился из чего-либо? Типичный ответ типа: разум нужен, чтобы мыслить, не отвечает на вопрос, потому что тянет за собой новый вопрос: а зачем мыслить? Ответ: мыслить, чтобы быть человеком, уже вообще ошибочен, так как однозначно доказано, что и животные имеют зачатки мышления. Кстати, при анализе проявлений мышления у животных становится ясным его назначение: чтобы выжить. Разум как способность отражать окружающий мир, тоже требует ответа на вопрос: а зачем отражать?

Рискну навлечь на себя обвинения в примитивизации человека, но смею утверждать, что цель разума у человека та же: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование. Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек: учился в школе или институте, выучился на астронома и наблюдает небо, изобретает ракетный двигатель или компьютер, сочиняет музыку или стихи, путешествует или копит деньги, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни.

Откуда же взялся разум? Возник ли он внезапно, как озарение или развился из какой-то более примитивной формы отражения внешнего мира? У всех видов материи есть одно универсальное свойство – инерция, т.е. сопротивление окружающим изменениям. Чтобы что-то изменить, нужно затратить энергию. Самое простое изменение является предметом механики. Это изменение скорости движения какого-либо тела. Чтобы, например, изменить скорость движения тела массой 1 кг с 50 до 100 км/час, нужно затратить энергию в 0,6 кДж. Чтобы изменить скорость движения молекул воды, т.е. температуру 1 кг воды на 1°С, нужно затратить уже 4,2 кДж (в 7 раз больше). Если же нагревать воду от –0,5°С до +0,5°С, т.е. растопить лед, нужно уже 330 кДж (т.е. в 550 раз больше), а от 99,5°С до 100,5°С – 2260 кДж (в 3767 раз больше). В последних случаях мы имеем дело с фазовыми превращениями вещества, которые сопровождаются изменением скоростей движения валентных электронов его атомов. Аналогичные изменения имеют место и при химических превращениях, при которых поглощается (или выделяется) в среднем около 400 кДж.

Химические системы тоже сопротивляются внешним воздействиям. При их нагревании, например, в них протекают такие превращения, которые поглощают энергию и охлаждают систему. При их охлаждении они, наоборот, выделяют тепло и «стараются не остывать». Такая «химическая инерция» называется принципом Ле Шателье-Брауна (каждая наука придумывает для одного и того же явления собственное название).

Живые организмы могут «включать» не только химические, в данном случае – биохимические процессы, но и активно передвигаться из освещенной Солнцем зоны в тень или наоборот, повышая таким путем «инерцию» своего организма или, другими словами: стабилизируя параметры своего организма. Биологи назвали этот вид инерции «гомеостаз». У теплокровных животных гомеостаз еще более совершенен, так как температура их тела регулируется автоматически и независима (вернее: почти независима) от окружающей температуры.

Еще один качественный скачок совершила инерция с появлением разума. Разумное существо пользуется дополнительно к теплокровности одеждой, жилищем, огнем, вентилятором, кондиционером и т.д.

В технических системах автоматического регулирования применяется так называемый коэффициент стабилизации. Это отношение величины внешнего изменения к величине изменения внутри системы. Возьмем для примера телевизор. В старых телевизорах еще не было стабилизаторов напряжения. И когда сосед включал у себя мощную нагрузку, например, электронагреватель, напряжение в электросети падало и изображение на экране телевизора становилось меньше и тусклее. Впоследствии конструкторы улучшили «гомеостаз» телевизора и теперь он менее зависим от мешающих воздействий соседей.

Приблизительные расчеты показывают, что коэффициент стабилизации за счет разума в тысячи раз выше, чем у химических систем и в миллионы раз выше, чем у механических. Этот коэффициент может служить объективной количественной оценкой разумности людей, например, решений политиков. Он может также показать, улучшает ли политик свой личный «гомеостаз» или своих избирателей.

Таким образом, разум можно схематически изобразить как верхний этаж четырехэтажного здания, нижним этажом которого является механическая инерция, вторым – принцип Лешателье-Брауна, а третьим – гомеостаз животных.

Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество ДНК, которое защищено от вредных воздействий изменчивого окружающего мира большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), кожей, волосяным покровом, теплокровностью, одеждой, жилищем, кондиционером, противоракетной системой и т.д.

Наследственное вещество хорошо изолировано от изменчивой внешней среды и поэтому к нему применимы законы классической термодинамики. Один из них – минимизация свободной энергии наследственного вещества, ведущая к росту «апериодического кристалла» (Э. Шредингер), т.е. к усложнению и совершенствованию организмов вплоть до возникновения разума (и дальше). Это и есть причина биологической эволюции и ее продолжения – развития человеческого общества. Существуют детально разработанные гипотезы, показывающие, что и само наследственное вещество возникло путем эволюции углеродного вещества (нитевидного кристалла графита), находящегося в потоке энергии и вещества со случайным составом и играющего роль катализатора (А.П. Руденко, В.Я. Савенков и др.). Мной показано, что из всей Периодической системы в такой открытой проточной системе «застрянут» именно те вещества, которые определяют химический состав тела человека (см. мою книгу "Goldene Mitte...", 1997). Если эти представления верны, то во Вселенной разум возникает автоматически при подходящих условиях и разумные существа должны быть в принципе похожими на землян (см. также «Почему жизнь концентрируется при 37°С?»).

 
КурдДата: Пятница, 25.01.2008, 08:51 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Гены меняются так что предположение а том что разум является инерционом механизмом не верна.
 
РевеккаДата: Понедельник, 28.01.2008, 12:44 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Quote (Курд)
Гены меняются так что предположение а том что разум является инерционом механизмом не верна.

Обоснуй!!!!

 
КурдДата: Вторник, 29.01.2008, 09:07 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Quote (Ревекка)
Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество ДНК, которое защищено от вредных воздействий изменчивого окружающего мира большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), кожей, волосяным покровом, теплокровностью, одеждой, жилищем, кондиционером, противоракетной системой и т.д.

Мутация генов происходит постоянно у каждой особи не смотря на защитные механизмы. Следовательно "инерционные механизмы" не защищают наследственное вещество от мутации теория не верна.
 
АланаДата: Четверг, 31.01.2008, 20:14 | Сообщение # 5
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 2252
Статус: Offline
Quote (Курд)
Мутация генов происходит постоянно у каждой особи не смотря на защитные механизмы. Следовательно "инерционные механизмы" не защищают наследственное вещество от мутации теория не верна.

Что-то мой разум не вмещает)))))))))))

Quote (Курд)
теория не верна.
Если теория, то кажется, она уже доказана научно?


Чем больше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома
 
КурдДата: Понедельник, 17.03.2008, 13:12 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Все просто каждая отдельная особь отличается от даже ближайших родствеников. Если у группы отличия схожи они образуют один подвид это как белые и черные люди. В принципе на земле существуют разные виды людей т.е. мутаций накопилось в каждой группе столько что они давать жизнеспособное потомство уже не могут - наследственное вещество изменилось.
 
АланаДата: Понедельник, 17.03.2008, 13:33 | Сообщение # 7
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 2252
Статус: Offline
Quote (Курд)
т.е. мутаций накопилось в каждой группе столько что они давать жизнеспособное потомство уже не могут - наследственное вещество изменилось.

ужас)))))))) земля вымирает)))))))


Чем больше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома
 
КурдДата: Вторник, 25.03.2008, 12:03 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Наоборт торжество жизни над смертью - в Индии проживает племя людей в области с повышенной радиацией (смертельной для человека) они не могут жить в области с нормальным радиационным фоном. Т.е. это новый вид людей, хотя они внешне ни чем не отличаются от других людей на земле
 
АланаДата: Четверг, 03.04.2008, 12:48 | Сообщение # 9
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 2252
Статус: Offline
А ты уверен, что сведения точные, а не из пальца?

Чем больше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома
 
SamantochkaДата: Среда, 02.07.2008, 19:14 | Сообщение # 10
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Ра́зум (лат. ratio) — высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобщее, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок[1] в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных.
С этим свойством связана видовая характеристика человека как Человека разумного (лат. Homo sapiens).

На прикладном уровне разум - способность ставить перед собой и (или) другими цель:
Самосознание - это не свойство разума, так как самосознанием обладает даже лиса (способна отличить свои территориальные метки от чужих).
Чувства, эмоции - не свойство разума, так как животные тоже подвержены чувствам и эмоциям.
Интеллект, коэффициент интеллекта - это также не свойство разума, так как животные способны решать задачи (палка и обезьяна, путающая следы лиса, открывающая бидоны с молоком кошка), но задачи перед животными ставят инстинкты, а перед человеком - разум.
Некоторые люди утверждают, что любовь отличает человека от животных - таким стоит почитать Д.Лондона, В.Бианки, Э.Сеттона-Томпсона, где авторы, основываясь на личных наблюдениях, раскрывают тему любви среди животных.
Речь, общение - это также не свойство разума, так как обезьяны, вороны, волки и даже сурки имеют систему сигналов (у обезьян их особенно много в мимике, читайте Дарвина), при помощи которой передают друг другу определенную информацию.

Из русского разговорного выражения "ум за разум заходит" следует, что в русском народе разделяют понятия "ум" и "разум" и что эти два понятия находятся в некоем динамическом соотношении.

Разум в философии

Ра́зум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания - созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Кант принимал такое свойство разума в качестве возражения для его чистого применения, поскольку разум запутывается в антиномиях. Фактически, Кант сводил разум лишь к регулятивной функции упорядочения рассудочного знания. Гегель, наоборот, считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, т.е. включающее в свое единство противоположные характеристики.

Разум и язык

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).

"И что самое важное, Брауэр пересмотрел отношение математики к языку. Философы веками спорили - возможно ли невербальное мышление. Брауэр показал, что математика - полностью автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка. Идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык. Они не зависят от словесного восприятия и куда богаче его. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем. "Брауэр открыл нам глаза и показал, как далеко классическая математика, питаемая верой в абсолют, превосходящий все человеческие возможности реализации, выходит за рамки утверждений, которые могут претендовать на реальный смысл и истинность, основанную на опыте" - так оценил значение интуиционизма Герман Вейль. Но именно идеи классической математики удивительным образом подходят для описания процессов КЭД и ФТТ. И структурируют горы кода. И работать в ИТ, не зная их или используя лишь для тренировки ума, а так пользуясь естественным языком и дружественными интерфейсами, - всё равно что описывать небесные явления по системе Птолемея. Дававшей, кстати, довольно точные результаты для пяти планет." М. Ваннах

Разум и божество

В древней философии, после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступлённым восторгом (έχστασις). Более определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae).

С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определённым содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».

Православные отцы церкви термин νους – ум (греч.), близкий по значению к разуму, иногда заменяли словом дух – πνευμα.

Разум и опыт

В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту, или эмпирии. Существовало и обратное стремление — выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта

Разум и мозг

В философии разума различаются понятия: разум и мозг и отмечаются противоречия относительно их точных отношений, которые приводят к философской проблеме «разум-тело». Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и функционирующая через электрохимические взаимодействия нейронов. Разум относится к области умственных процессов, типа верований или желаний. Некоторые предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга, например в душе или имеет отношение к парафеноменам. Другие, например, многие теоретики жёсткого искусственного интеллекта считают, что разум – непосредственный аналог части программного обеспечения, а мозг – аналог компьютерного аппаратного обеспечения.

Разум у животных

Разум является видовой характеристикой человека. Животные неразумны, но обладают интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.

 
АланаДата: Понедельник, 08.09.2008, 16:38 | Сообщение # 11
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 2252
Статус: Offline
Samantochka, буков много, баян)

Чем больше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |