Армия московских учителей стареет. Возраст 15% столичных педагогов уже давно перевалил за 60 лет, еще 34% вот-вот выйдут на пенсию, молодые же специалисты составляют в школе явное меньшинство. Через 5—6 лет, если ничего кардинально не изменится, в школе останутся только закаленные старые кадры да молоденькие студентки педучилищ, отрабатывающие у доски обязательную практику. Острый дефицит школьных педагогов начал ощущаться с начала 90-х годов, когда молодые предприимчивые учителя стали уходить с нищенских школьных окладов на вольные хлеба. За один только 1992 год, например, количество преподавателей естественных предметов (химии, физики, биологии) сократилось в московских школах на 4%, математики — на 10%, физической культуры — на 12%, русского языка и литературы — на 14%, иностранного языка — аж на 17,5%!
А как иначе: сейчас молодой педагог получает 400 рублей в месяц, опытный учитель — 1000, директор школы — примерно 1200. В то время как репетитор по английскому языку легко может заработать за одно занятие 30—40$. Неудивительно, что многие талантливые учителя (особенно английского, русского языка, математики) ушли на репетиторские заработки или в частные школы. Вслед за ними последовали преподаватели физкультуры: они (как правило, бывшие спортсмены) нашли более выгодные места — в охране фирм и банков.
Места ушедших, по идее, должны были занять выпускники вузов и педучилищ. Однако этого не произошло. По данным Министерства образования РФ, только половина выпускников педагогических университетов доходит сегодня до школьных классов. Остальные предпочитают устраиваться не по специальности. Например, в 1998 году все педвузы Москвы подготовили 1718 специалистов. Из них приступили к работе в школе 929 человек. По конкретным дисциплинам это выглядит так: в школы направилось 18% преподавателей биологии, 20—28% лингвистов (в зависимости от иностранного языка), 25% — учителей физики, 27% — музыки, 37% — истории, 41% — ИЗО, 47% — труда и географии...
Опытные учителя давно уже вынуждены работать на 2—2,5 ставки, проводя в неделю по 35—40 уроков (при норме в 18). На оставшиеся часы директора школ охотно принимают студентов старших курсов. Для них такая работа вдвойне выгодна: и прибавка (пусть и небольшая) к стипендии идет, и полезная практика появляется.
В 1465 московских школах сейчас работают более 85 тысяч педагогов. В столице действуют пять педагогических университетов, “штампующих” 2—2,5 тысячи молодых специалистов ежегодно. И все равно к очередному 1 сентября не хватает полторы тысячи учителей. На этот раз в школах недосчитаются 376 преподавателей английского языка, 290 — физкультуры, 216 — русского языка. А ведь именно на эти специальности в педвузы в этом году по традиции был самый большой конкурс. Например, в Московском государственном педгогическом университете конкурс на иняз составил 3,5 человека на место...