Крещение — одно из первых христианских таинств, признаётся всеми христианскими вероисповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. После крещения человек становится членом церковной общины. Обряд состоит либо в троекратном погружении в воду либо в обливании головы крещаемого, причем произносятся установленные молитвы и обязательно слова: «Крещается во имя Отца, Сына и Святого Духа». В исламе аналогом крещения является омовение. БОГОСЛОВИЕ ОБРЯДА
Слово «крещение» — славянский эквивалент греческого «баптисма» («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн.
Водное Крещение на реке ИорданВода — символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников — священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он даёт Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. «Крещение покаяния», которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В «крещении покаяния» осуществлялось и целительное воздействие Божие на заражённые грехом человеческие души.
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати:
(Новый Завет, 2 Петра 2,20):
Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого
КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трёх лет. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека.
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев (часто считается, что можно крестить только после 40-го дня после рождения, но официально Церковью это не потверждается). Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. В Православии крестные отец и мать не должны состоять в браке между собой.
КРЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ
В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Cпacителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою» и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена. В крещении детей как правило принимают участие крестный отец и крестная мать (крестные родители, или просто крестные). Согласно традиции они не должны быть мужем и женой. После крещения крестные между собой и родителями ребенка называются кумовья. Муж. — кум. Жен. — кума́.
ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ
Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия.
Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение, а после крещения совершать миропомазание. Перед крещением сам человек или его крёстный должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его» и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом». Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение; во время чтения псалма (Пс. 31) крещённый облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещённым троекратно обходит купель. Читается Апостол (Римл. 6; 3-11) и Евангелие (Мф. 28; 16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.
Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:
обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от грехов;
одевание в белую одежду и возложение креста на грудь — это означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь и постоянно помнить о кресте — символе спасения;
хождение вокруг купели — символ вечности;
пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.
СИМВОЛИКА ОБРЯДА
Символика обряда
Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:
(Новый Завет, Мф. 16,24):
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…
.
Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного — духовное просвещение, свет радости.
КРЕЩЕНИЕ В ДОРАСКОЛЬНОЙ РУСИ У СТАРОВЕРОВ
Обряд православного крещения, с позиции староверов, обязательно предполагает троекратное погружение (с поворотом) крещаемого. Длится около 2-х часов. Кто крестился через обливанство и, если чин занимал минут 40, с точки зрения староверов, явились жертвами обрядовой западнической униатско-еретической девиации.
Староверы напоминают, что в таких случаях на Руси практиковался чин дополнения, применявшийся для тех православных жителей западных областей, которые в силу сложных исторических обстоятельств получили неполное крещение. Как только появлялась возможность таких людей крестили по полному чину, принимая их предшествующее пребываение в Православии как вполне нормальное. C позиции староверов, это не второе крещение, но единое и единственное, так как обливанство - не крещение вообще. Однако староверы не видят здесь вины обманутых. Подчеркивается, что это не только позиция по этому вопросу, занятая староверами, но общепринятая практика дораскольной Руси.
Сегодня обряд дополнения (с точки зрения староверов, полноценного крещения) помимо старообрядческих согласов (где он связан отречением от никонианской ереси и считается просто первым и единственным крещением) осуществляют единоверческие иереи в России и все греки старостильники в Греции. Недавно трехпогружательное восполнение (фактически перекрещивание) стало практиковаться и в православной Сербии.
С точки зрения староверов, множество современных русских введены в обман практикой "обливального крещения"