Мартин Оэсер
(Голландия) НАУКА И РЕЛИГИЯ: НАВОДЯ МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ
(серия «Основы теософии», ч. I)
ВВЕДЕНИЕ
Удивлялись ли вы когда нибудь, почему существует такая большая пропасть между наукой и религией? Видели ли вы когда-нибудь возможность навести мост через неё?
Как учёный и психолог я могу ясно видеть узкие рамки, в которые заключила себя наука. Что касается религий, большинство из них находятся в большом затруднении по части представления ясной и подходящей философии жизни. И никто из них не может удовлетворительно ответить на насущные этические вопросы.
Таким образом, мы сталкиваемся со странной ситуацией — наукой, объявляющей определённые теории жизненным фактом, и религией, провозглашающей истинными совсем другие взгляды. Здравый смысл подсказывает нам, что должна быть одна правда, и по меньшей мере мы не можем принять сразу два принципиально разных мнения о жизни и природе.
На самом деле, существует древняя философия, называемая Религией Мудрости, заявляющая о наведении моста через эту пропасть. В наши дни эта философия называется Теософией, будучи принесена на запад Е. П. Блаватской под руководством и вдохновением её учителей (мастеров мудрости и сострадания). Это и будет являться темой сего документа. Здесь уместно заметить, что это не просто красивая и привлекательная философия, но напротив, большая система истин, базирующаяся на духовном видении тысяч мудрецов, пророков и великих основателей религий на протяжении веков. Эта философия может и должна быть проверена всеми серьёзными искателями истины. Теософия даёт некоторые направляющие линии, по которым это может быть сделано. В конце этого документа это станет более ясным. Это именно практическая философия жизни, что станет очевидным, если вы приложите её принципы к повседневной жизни.
Пропасть, о которой говорилось выше, существовала не всегда. Она вырастала постепенно, по мере того, как наука противопоставляла себя догматическому богословию. В наши дни наука полностью материалистична в своих взглядах. Даже сознание сводится ею к материальным процессам. Но мы уже можем заметить смутные контуры новой, менее материалистичной науки, которая включает парадигму всеобщности или сущностного единства всех существ. Дэвид Бом был одним из пионеров в этой области. Пол Фаерабенд, известный философ науки, показал, что научные модели сравнимы с моделями природы, запечатлёнными в древних мифах человечества (см. его книгу «Against Method» — «Против метода», 1975). Это может заставить некоторых надменных деятелей науки стать немного более скромными. У них просто слишком много претензий.
Платон сказал бы, что материалистическая наука никогда не достигнет истины, поскольку полностью зависит от того, что наши чувства сообщают нам о мире. Вместо этого мы должны развивать наше внутреннее чувство понимания до такой степени, при которой мы сможем воспринимать причины, стоящие за всеми видимыми явлениями. Наши внешние чувства — всего лишь помощь для существования на этом внешнем плане жизни.
Теософия смыкает пропасть между наукой и религией, сообщая знания принципов природы, которые могут быть признаны и религией, и наукой, если будут должным образом исследованы. В сущности своей, теософия есть ядро всех великих религий и философий (таких как платоновская и пифагорейская). В своём религиозном аспекте она говорит нам, какова цель жизни, в своём философском аспекте она объясняет, почему вещи таковы, каковы они есть. В своём научном аспекте она говорит нам, каким образом работает природа. Эти три аспекта взаимосвязаны и никогда не могут быть разделены, потому что такое разделение вызовет реальную потерю понимания. Разделение это также заставляет науку терять этический базис, что уже случилось за последние столетия.
Знание (эзотерической) науки вызывает огромную ответственность. Злоупотребление эгоистическим умом может вызвать серьёзные бедствия. Именно поэтому передача этого вида знаний человечеству строго ограничивалась. Конечно, иногда опасное знание открывается самими учёными, подобно секретам ядерной энергии. И это создало реальную угрозу безопасности человечества.
Хорошо, вы можете спросить, но какое же знание дано этому миру? Это будет предметом следующего раздела.
СЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ МУДРОСТИ
Теософия даёт контуры универсальных принципов, действие которых может быть принято каждым человеком с открытым рассудком. Признание этих принципов возможно посредством постепенного развития способности понимания (бескорыстной службой человечеству совместно с эзотерическим изучением). Все эти принципы могут быть обнаружены в литературе многих религий, особенно в их мистических разделах, таких как суфизм, гностицизм, индуизм, и т. д., в равной мере как и в древних мифах.
Наиболее важные принципы или истины называются семью драгоценными камнями мудрости. Вместе они дают возвышенную и практическую систему этики, включающую идею Вселенского Братства (сущностной связи всех существ), которая будет обсуждаться более полно ниже. Они могут быть использованы для построения системы науки, которая будет базироваться на сознании, как на первичном факторе.
I
Первое — это учение о реинкарнации, или перевоплощении.
Теософия исходит из духовной точки зрения. Она говорит, что сознание первично по отношению к форме или проявлению. Сознание периодически воплощает себя в подходящую форму. Сократ говорит об этом в «Федоне» Платона.
В действительности эта доктрина говорит о законе циклов. Все процессы в природе имеют циклический характер. Имеются буквально сотни примеров в природе, подтверждающих этот закон. Вот несколько примеров:
• времена года;
• рост семян, созревание, загнивание, смерть и возрождение новых семян;
• пароксизмы лихорадки;
• обращение планет вокруг Солнца;
• развитие цивилизаций;
• валентности в периодической системе химических элементов;
• процессы мысли (зарождение, рост и умирание мыслей).
Конкретно этот пример будет разъяснён в другом отделе, поскольку имеет особое значение для получения вами контроля над своей жизнью.
То, что выглядит невзаимосвязанным набором примеров, на самом деле связано процессом, называемым аналогической работой природы.
II
Второе — это древнее учение о карме (законе причин и следствий), который учит о восстановлении гармонии после её нарушения.Этот закон гласит, что каждое действие вызывает соответственную ему реакцию (противодействие). Этот закон действителен на всех уровнях существования — физическом, психологическом и духовном. В Библии приведена пословица «что посеешь, то и пожнёшь», выражающая точно ту же самую идею.
Карма — это универсальный закон справедливости, воспринимаемый умственным зрением. Не имеется никакого другого логически состоятельного объяснения огромных различий между людьми, кроме как сообщаемого этим законом и его близнецом — законом перевоплощения. Это также один из самых трудных для усвоения принципов по причине его бесконечных вариаций и приложений ко всем аспектам жизни.
Те, кто верят в слепой случай, могут продолжать это делать, но они не в силах объяснить многие феномены типа телепатии, ясновидения и другие подобные. Также, они никогда не смогут полностью объяснить, как единственная клетка развивается в человеческое тело. Теософия может объяснить эти явления и сделала это давно. Вместе эти первые два принципа могут объяснить многие возникающие у нас вопросы о жизни.
III
Третье — это иерархический принцип.Этот принцип природы не является широко известным. Уже Платон и Пифагор учили ему в своих академиях. Они заявляли о иерархической структуре природы как о факте. И действительно, мы можем наблюдать некоторые примечательные примеры этого в природе и вообще где-либо:
• Наше тело организовано в основном по иерархическому принципу. Оно состоит из органов, которые сами состоят из тканей, состоящих из клеток, которые в свою очередьсостоят из определённых структур, и т.д.
• Многие царства природы содержат определённые иерархические отношения, которые могут быть здесь упомянуты только вкратце. Можно сказать, что минеральное царство имеет отношение к человеческому телу. Растительное царство использует минералы в своих химических и физиологических процессах. Животное царство использует минеральное и растительное царства. Человеческое царство употребляет, или лучше сказать, злоупотребляет всеми царствами, стоящими ниже его.
Имеются и другие царства, которые не могут быть подробно рассмотрены сейчас, но могут быть кратко упомянуты. Выше человеческого царства стоят божественные царства — почему должно человечество быть наиболее развитыми существами во вселенной? — Оно и не является таковым.
• В самом человеке имеется определённая иерархия сущностей — для простоты упомяну только некоторые:
— минеральные и растительные составляющие человека (кости, волосы;
— животная составляющая человека
— думающая составляющая человека
— одушевляющая составляющая человека
Это может вызвать некоторые вопросы. В следующей редакции этого документа я планирую рассмотреть это более подробно. Но заметьте, что эти идеи были хорошо известны среди древних. На Гаваях мы находим религию Хуна, которая учит тем же идеям, рассмотренным в нашем примере.
Обществам также присуща иерархическая структура. Имеется правительство (хорошо или плохо справляющееся с обязанностями), штаты, округа, города, семьи и индивидуумы.
Поскольку интеллектуальному знанию придают большую ценность, чем истинной мудрости, мы наблюдаем плачевную картину правительств, неспособных оказать действенную помощь своим народам. Но мудрость, накопленная веками, доступна тем, кто желает слушать и хочет обдумать её.
IV
Четвёртое — это принцип уникальности каждого существа или класса существ. Это скорее абстрактный принцип, который надо ухватить.
Идея, стоящая за этим принципом, заключается в том, что каждое существо, сознание, проявляет себя именно в той форме, которая соответствует качествам, развитым этим сознанием в течение перевоплощений. Человеческое сознание принимает человеческую форму (тело), животное сознание воплощается животным и т. д. Говоря более конкретно, лошадиное сознание становится лошадью, сознание розы — розой и т. д.
Это подводит нас к вопросу о наследственности. Материалистическая наука говорит нам, что причина развития семени розы в розу лежит в её генах. Да, наследственность существует, но это всего лишь вторичное явление. Мы можем задать вопрос: каковы же причины существования определённого набора генов? Этот вопрос никогда не сможет быть разрешён наукой в её теперешнем состоянии. Теософия даёт некоторые общие ключи к разгадке этого, если мы соединим семь её принципов вместе. Относительно этого я должен заметить, что здесь имеется много вопросов, детальное рассмотрение которых может потребовать целой жизни для изучения и исследований. В конце этого документа я сообщу некоторые ключи, используемые в этом виде исследований.
Но должно стать ясно, что этот принцип переворачивает точку зрения относительно наследственности: наследственность — не причина нашего характера, но всего лишь результат нашего характера, который мы выстраивали на протяжение веков.
V
Пятое — это принцип постепенной эволюции. Эволюция, как она теперь понимается дарвинистами, заключается в изменении форм и выживании наиболее приспособленного.
Теософия относит эти процессы к вторичным и заявляет, что первичный фактор эволюции — это сознание. Более того, буквально эволюция значит e-volve (разворачивать), проявлять определённые качества (сознания в материи!). Никакое явление невозможно без активной, разумной силы. (Вы всё ещё здесь?) Каждый феномен эволюционировал из Вселенской Жизни-Материи по долгой линии дифференциаций. И в то же время это — Жизнь, инволюционированная (вовлечённая) в Материю. Таким образом мы имеем два параллельных процесса вместо пустой трансформации форм, в которую хотят нас заставить верить дарвинисты.*
Относительно прогрессивной эволюции можно заявить, что имеется постепенное развитие качеств сознания, что можно видеть на примере разных царств природы. Растения более развиты, чем минералы. Животные более развиты, чем растения, люди более развиты, чем животные (некоторые могут думать иначе...). Конечно, мы часто наблюдаем людей, ведущих себя, как животные (это ведь часть нашей природы), но имеются многие примеры бескорыстных людей, жертвующих своей жизнью для других.**
__________
* Ламарк, первым выдвинувший идею эволюции, понимал её именно как сознательную эволюцию — пер.
** Правильнее было бы сказать — жертвующие своей формой ради жизни. — пер.
Человек развил способность мышления, у животных тоже есть эта способность, но в латентном состоянии.
Постепенная эволюция подразумевает, что существа определённого царства природы развивают своё сознание в результате опыта, получаемого в этом мире; они перевоплощаются в том же царстве до тех пор, пока они не достигнут предела возможного опыта в этом царстве. Тогда они входят в следующее, высшее царство, после определённого периода. В этом новом царстве они могут развернуть высшие аспекты сознания. Этот пятый принцип находится в очевидной связи с третьим, иерархичностью, и первым — перевоплощением. На самом деле все они связаны неразрывно.
Для человека, как нас учат, существуют ещё много аспектов сознания, которые могут быть развиты. Можно привести два важных примера — способность Понимания (проницательности, различения) и способность Вдохновения (сознания сущностного единства всех существ). В этом — наша величайшая задача. Сейчас мы в основном позволяем управлять нашей жизнью низшим желаниям и импульсам. Вместо этого, мы можем использовать способности Воображения и Воли для создания могущественного образа Братства, сотрудничества и мира. Эта прекрасная идея будет обсуждена в следующем документе. На самом деле, это — наиболее эффективный способ изменения мысленной атмосферы этой планеты. Платон сказал: «Идеи правят миром» и он был прав. Конечно, мы должны также предпринимать необходимые действия с целью помочь осуществлению наших идеалов.
Все великие учителя человечества указывали путь избавления от человеческих страданий. Этот вопрос будет освещён следующими двумя принципами.
VI
Шестой принцип гласит: дуализм — вот основа всех проявлений.Кришна говорит о «парах противоположностей» в Бхагавад-гите. Разум и Материя являются двумя полюсами проявления. Взаимодействие этих двух полюсов вызывает весь прогресс и регресс. Опять же, это очень глубокий вопрос со значительными философскими приложениями.
Мы можем выбрать между эгоистичным поступком и бескорыстной службой на пользу всех. Те, кто действует эгоистично, ограничивают своё сознание в очень узкой области существования и опыта. Кто же работает для пользы мира, расширяет своё сознание к высшим его уровням. Разумеется, это постепенный процесс. В буддизме имеется учение о Пути Сострадания. Работающие для пользы других, не имеющие чувства отделённости от других (величайшей ереси в буддизме) следуют этим путём. Они отказываются от освобождения, или нирваны, когда встречаются с такой возможностью, потому что не хотят этого, пока другие вынуждены страдать в скорби. Они не оставляют человечество быть бедным сиротой. Это наиболее возвышенная этика, когда-либо созданная за всю историю человечества.
VII
Седьмой принцип касается знания сути всей жизни.Каково происхождение всех вещей? Почему Единая Сущность становится множественной? Эти вопросы по сути являются самыми фундаментальными в философии. Это относится к Источнику всего проявления.
Возможно ли знать происхождение жизни? Да, отвечает теософия. В сердце или ядре каждого существа может быть найдена Вселенская Жизнь. «Ты есть То», говорят Упанишады. Каждое человеческое существо может открыть эту божественную искру внутри, постепенно развивая высшие аспекты своего сознания. Результатом этого будет осознание единства со всеми существами. Это осознание можно назвать «просветлением», и на самом деле это постепенный, последовательный процесс.
Заметьте, что эволюция — это выражение внутренних способностей сознания. Идя Путём Сострадания, не для себя, но для всего, можно прийти к открытию сути или эссенции вещей.
Будем реалистами, это потребует многих перевоплощений. Конечно, это не имеет значения, потому что нет конца эволюции. Единственное, что имеет значение — правильное приложение правильного понимания древнего знания-мудрости к повседневной жизни с применением вашего здравого смысла.
Некоторые ключи для учёного-философа
Главная цель того, что было сказано — показать существование ясной и последовательной философии жизни, демонстрирующей нам рациональные основы этического поведения. Кто может быть так глуп, чтобы поранить своего собрата, если он понимает, что в действительности ранит самого себя? Сущностная связанность всех существ является центральной темой в этой философии.
Вторая цель этого документа — сообщить некоторые стимулирующие мысли для тех учёных (или людей, действительно интересующихся наукой), которые понимают, что синтез между старыми религиозными истинами и наукой является реальной возможностью. Я не могу сейчас сообщить законченную и полную с систему дедуктивных методов эзотерической науки, однако многие блоки для построения её уже предоставлены теософией.
Важный принцип, который может быть найден в заявлении «природа работает по линиям аналогии», таков — макрокосмические процессы аналогичны микрокосмическим. Приложение семи драгоценностей мудрости возможно при использовании главного ключа — аналогии.
Герметическая аксиома «как наверху, так и внизу» может быть приложена в любом мыслимом направлении. Я думаю, что глубокое изучение третьего принципа, наряду с остальными, конечно, может дать результаты, которые будут сюрпризом.
Также и изучение древних мифов и священных писаний доставит много пищи для глубокого размышления. Е. П. Блаватская говорит нам в «Тайной доктрине», что семь ключей интерпретации должны быть приложены к каждому символу и аллегории, чтобы понять их значение.
Эти ключи следующие: геометрический, численный (напр. каббала), физиологический (и антропологический), физико-химический, метафизический, астрономический (и древней астрологии, доступный теперь с трудом), и психологический.
В действительности это проект, который никто не сможет предпринять в одиночку. Тем не менее, я надеюсь, что некоторые отважные умы смогут приступить к попытке синтеза религии, науки и философии в единую систему по намеченным здесь направлениям. Широкие контуры этой системы уже даны нам теософией.
Науке придётся включить сознание в свою систему в качестве базового фактора, иначе она не сможет выполнить свою истинную задачу — помочь людям в понимании того, как в действительности работает природа, мотивируя их таким образом действовать и думать согласно принципам вечной мудрости, скрытой в книге природы; принципам, которые, в некоторой мере, были раскрыты теософией.
ОЧЕНЬ полезная статья. Только кой-чего не хватает. А именно: единственный по-настоящему Фундаментальный закон, это закон цикличности. Те семь законов, что представлены в статье являются его непосредственными манифестациями