Психологи рекомендуют “легкий” шопинг в Испании как достаточно эффективное средство от депрессии. К сожалению, в гипертрофированной форме шопинг может превратиться в зависимость. Шопинг в Испании, где концепции торговых центров стали учебником для застройщиков коммерческой недвижимости и риэлторов, врачи всерьез говорят о появлении целой группы пациентов, которые не могут прожить без ежедневного шопинга, в Испании возможность “закодироваться” от такой зависимости пока еще не изучена. Жизнь большинства потенциальных покупателей испанцев, как правило, не подвергается регулярным атакам цунами, ураганов типа “Катрины” и иных форс-мажорных обстоятельств, заставляющих человека заново купить все от зубной щетки до дивана. Да и сколько надо иметь футболок, галстуков и шампуней исходя из 365 дней в году и особенностей теплого климата? В общем, не так уж много. Фактически потребительский минимум шопинга в Испании— это всегда целевая покупка, т. е. жизненная необходимость. Однако большая доля товаров и услуг нацелена именно на спонтанный спрос, покупку под влиянием момента. Именно это и есть свободный шопинг в Испании. На этом в значительной степени строится методика мерчандайзинга, т. е. расположения товаров в поле зрения покупателя. Бум оборотов розничной торговли в Испании говорит о том, что большинство испанцев могут себе позволить покупать под влиянием момента, а не надобности.
Более того, все больше испанцев готовы платить в несколько раз больше за вещь только потому, что с внутренней стороны ее воротника будет стоять клеймо известной марки. Такая покупка дает ощущение собственной значимости и статуса.
В большинстве случаев (за исключением содержимого минимальной потребительской корзины) шопинг в Испании давно перестал быть необходимостью. В больших городах Испании торговые центры давно стали местом времяпрепровождения, например шопинг в Барселоне для многих испанцев это развлечение, а не покупка необходимых товаров. Испанские покупатели тратят более половины времени, проводимого в торговом центре, не на покупки, а на еду, игры, кино, блаженное ничегонеделание и т. д.
Шопинг в Испании — это небольшой показатель того, что испанцы как общество представляют собой. Это отражение достатка и системы ценностей