Философская проблема смысла жизни, или вопрос «В чём смысл жизни?» — тема, как правило, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному: О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.
Философские точки зрения
Решение проблемы смысла жизни, которое находит отражение в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.
Ценность как смысл
Этим философы пытаются ответить на вопрос «В чём смысл жизни?». Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали чёткими представлениями, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Атеистические взгляды
Атеизм
Атеизм, в строжайшем смысле этого слова, означает отсутствие веры в существование Бога или сверхъестественных существ (любого типа и числа), и, как следствие — убеждение, что ни Вселенная, ни мы не были созданы такими существами. Атеизм имеет отношение к трём из пяти интерпретаций вопроса о смысле жизни: «Как произошла жизнь?», «В чём состоит природа жизни (и Вселенной в которой мы живём)?» и «В чём состоит цель чьей-либо жизни?». Поскольку атеисты полагают, что Бог не имеет к этому никакого отношения, они предполагают, что жизнь возникла, а не была создана.
Что касается цели жизни, то в этом вопросе наблюдается некое расхождение во мнениях.
По одной из атеистических версий, поскольку нет Богов, которые бы говорили нам, что делать, а что — нет, то в принятии этих решений мы предоставлены самим себе. Другие атеисты утверждают, что некоторое подобие смысла может быть присуще самой жизни, и следовательно, чтобы вселить в неё смысл, никакой Бог не нужен. Третьи считают, что основа атеистических взглядов на цель жизни — в том, что цель жизни человека, как и любого другого живого существа, состоит в воспроизводстве себе подобных, и, следовательно, в воспроизводстве самой жизни. Жизнь индивида сможет стать самоценностью, только когда будет преодолено отчуждение человека от продуктов и условий собственного труда, и вместе с этим овеществление человека в товаре.
Экзистенциалистские взгляды
Философ XIX века Артур Шопенгауер определил жизнь кого-либо как отражение чьей-либо воли, а волю (следовательно и жизнь) — как бессмысленный, иррациональный, болезненный стимул. Однако же, он видел спасение, освобождение или избавление от страданий в эстетическом созерцании, сострадании к другим и чувственной жизни. Серен Кьеркегор, датский философ XIX века, утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои ценности в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были брошены в существование. Экзистенциалисты рассматривают бытие брошенным в существование до и в контексте любых других мыслей или идей, которыми люди обладают или определений самих себя, которые они создают. Как сказал Поль Сартр: «Существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел».
Следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам. Выбор — первичный оценщик. Вновь, цитируя Жан-Поль Сартра: «…Человек есть ничто иное как то, что он делает из себя…».
Подходы гуманизма
Для гуманиста целью биологической жизни является воспроизведение.Это то, как произошла человеческая раса: создания, воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неуправляемой эволюции, как неотъемлемой части природы, которая является само-существующей. Но цель жизни — это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из аспектов последней. Цель человека определяется людьми без всякого сверхъестественного вмешательства. Знание также не приходит из сверхъестественного источника, оно проистекает из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя по преимуществу научный метод: природа Вселенной — вот что мы видим в нём. Это же касается этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом.
Просветлённый эгоизм является ядром гуманизма. Наиболее существенная вещь Жизни — это человек, и, как расширение, человеческая раса и окружающая среда, в котором мы живём. Счастье индивидуума неразрывно связано с благополучием человечества как целого, отчасти потому что мы социальные животные, которые находят смысл в отношениях, отчасти из-за того, что культурный прогресс даёт преимущество каждому, кто живёт в этой культуре.
Когда мир улучшается, жизнь в общем также улучшается. Таким образом, поскольку каждый желает жить благополучно и полной жизнью, гуманисты считают важным делать это таким образом, чтобы расширять благополучие всех. В то время как эволюция человеческого вида до сих пор (по большей части) является функцией природы, эволюция человечности — в наших руках и это наша ответственность совершенствовать её в направлении высших идеалов. В то же время, гуманизм сам развивается, поскольку гуманисты признают, что ценности и идеалы, а следовательно и смысл жизни, являются субъектом изменений по мере улучшения нашего понимания.
Доктрина гуманизма сформулирована в «Манифесте Гуманизма» (Humanist Manifesto) и в «Гражданской Декларации Гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).
Нигилистские взгляды
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек - это канат, натянутый между человеком и сверхчеловеком", - что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…[источник?]», и утверждал, что нигилизм покоился на превращение бытия в простое значение.
Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. Хотя нигилизм ведет к пораженчеству, в нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание]. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от нее удовольствие.
Позитивистские взгляды
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.
Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.
Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть что является осмысленным в жизни изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.
Прагматический подход
Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.
Точка зрения трансгуманизма
Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого "постчеловека", наследника человека разумного (Homo sapiens).
Религиозные подходы и теории
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая субъективно достоверные причины для объяснения того, почему существуем мы и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. На самом же деле религия является ни чем иным, кроме как отказа или отчаяния осуществить свое счастье здесь, на земле, перенося это счастье в плоскость фантастических представлений и обещая воздаяние за все земные страдания.
Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть то, «в Ком мы живём, движемся, существуем». Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» (англ. leap of faith) и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.
Смысл жизни с точки зрения православного христианства
Смысл жизни — в стяжании царства Божия.
* Жизнь у человека одна (тело от родителей, душа от Бога)
* Изначально человек наследует грех (человек должен стремиться осознавать свои грехи и бороться с ними, с помощью Бога. «Бог спасает нас не без нас».)
* Жить по заповедям Божьим не как по законам, которые внешни по отношению к нам, а как по законам, которые являются смыслом самой жизни человека. Совершая грех, человек прежде всего ранит себя.
* Избавляясь от грехов, человек стяжает царство Божие.
Истинная цель жизни христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего (преподобный Серафим Саровский).
Согласно православному катехизису целью жизни человека является единение с Богом и другими людьми по образу единства Пресвятой Троицы, которая, будучи тремя различными лицами является, в то же самое время, одним Богом (а не тремя богами). Это единение достигается через обожение, когда человек делается причастным Божьего естества (т.е. становится богом по благодати) и получает возможность участвовать в троичном единстве. В данном контексте можно говорить, вместо обожение – стяжание Святаго Духа, а вместо единение – любовь.
Смысл жизни с точки зрения гностического христианства
Гностическое христианство учит, что смысл жизни доброго заключается в делании добра, а смысл жизни злого — в делании зла. Потому добрый будет жить в добре и вечности, а злой — во зле и смерти. Но достижение вечности не является смыслом жизни доброго — она и так ему принадлежит. Поэтому добрый ведет себя естественно, делая добро, которое он естественно любит всей душой. Злой тоже ведет себя естественно, и будет вечно жить среди таких же злых, а добрый — среди таких же добрых
Смысл жизни с точки зрения иудаизма
Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и со-творца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.
Согласно Торе, для всех народов мира существует семь законов, известных как законы сынов Ноаха (Ноя). А для евреев, народа, который Всевышний не только избрал для исключительной миссии — освящения мира, но и фактически создал по Собственной воле, — существуют 613 заповедей. Евреям положено соответствовать более высокому уровню святости именно по причине того, что им вменено больше обязанностей, чем другим народам мира.
Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу. Даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности (действия, как может показаться, ничем не отличающиеся от потребностей животных), исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу. Это же относится к любым другим делам и целям, которыми занят человек.
Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.
Смысл жизни с точки зрения ислама
Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему (Ислам — покорность Единому Богу)
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу».
Поклонение Всевышнему — это подчинение своей жизни Его законам, соблюдение предписаний — тех, которые указаны в Священном Коране и Сунне(а не своим собственным прихотям или мнению окружающих или воле случая) и воздерживание от запретов. Самый лучший мусульманин — Посланник Аллаха Пророк Мухаммад.
Но простое выполнение предписаний, поклонение без чувства радости, без доброго отношения к окружающим, поклонение, которое не приближает человека к искренности, не наполнит его жизнь смыслом, не принесет ему пользы.
Главное в поклонении — это чистое намерение совершать то или иное или ради довольства Аллаха.
Смысл жизни с точки зрения буддизма
С точки зрения буддизма, смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Поскольку буддийская психология полагает страдание неотъемлемым свойством повседневного ума (первая благородная истина буддизма гласит: сарвам дукхам - существование есть страдание), прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния - просветления. Просветление, или полностью пробужденное состояние, таким образом, представляют собой предельный этап развития сознания (не только человеческого, но и всякого вообще), при котором страдание становится априори невозможным, так как отсутствуют какие бы то ни было заблуждения. Поскольку состояние просветления принципиально невозможно ни выразить вербально, ни каким-либо образом понять или почувствовать, то можно выделить локальные мировоззренческие этапы.
Так, с точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном этапе, полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (т.е. достижении Нирваны).
Буддизм северной традиции (Махаяна) - полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в Нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счет практики, но и путем праведной жизни в миру.
Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление, надстоящее и объединяющее по отношению к традициям Тхеравады и Махаяны; это течение последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования неотличима от принятой в Махаяне.
Смысл жизни с точки зрения каббалы
Бааль Сулам в своем Предисловии к ТЭС пишет:
Речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: «В чем смысл нашей жизни?» Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается ими? Или если точнее, кого я наслаждаю? И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим; и нет надобности говорить о нашем поколении, в котором никто не захочет даже помыслить об этом вопросе. Но вместе с тем, существо вопроса осталось неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное «ухищрение» – отдаться без рассуждений потоку жизни, как и вчера.
Больно даже вспоминать этот вопрос. Человек отталкивает его подсознательно и сознательно. Он не желает о нем думать. Он будет делать все, что угодно в жизни, выдумывать для себя какие угодно развлечения, завлечения, отвлечения, чтобы только не углубиться в этот вопрос, чтобы оградить себя от него максимально.
На самом деле, ничего, кроме этого вопроса, перед нами нет, и все, чем мы занимаемся в нашей жизни - это только тем, чтобы скрыть его от себя. Но жизнь берет свое, и от этого вопроса уйти нельзя, и с каждым поколением этот вопрос будет вставать еще острее и больше перед человечеством. И будет еще горше – человек захочет умереть и не сможет. С одной стороны, дадут огромное желание жить и страх смерти, с другой стороны, дадут такие страдания, что не сможет избежать этого вопроса о смысле жизни, и будет находиться в ужасном внутреннем конфликтном состоянии.
Бааль Сулам говорит, что ответ на этот вопрос существует, но он может быть предложен только тем, у кого этот вопрос существует и душит его.
Смысл жизни в раскрытии всему сущему доброты первоначального замысла, первопричины творения - Творца. Те, кто исправляя свой эгоизм, согласно закону подобия, наполняются Высшим светом, Творцом, они видят, ощущают, вкушают и свидетельствуют нам, что Творец добр. Он изначально создал нас, потому что желает добра, и Его конечная цель – наполнить нас добром. Как сказали мудрецы, что сотворил Он эти миры, чтобы насладить Свои творения, ведь Доброму присуще творить добро.
Смысл жизни и религия
Многие субкультуры рассматривают смысл жизни по-своему. Эмо, например, считают смыслом жизни эмоции, любовь и т. п.
Объективные смыслы жизни и существования
Психологи отмечают, что осознанные формы отношений к смыслу жизни обычно проявляются в условиях конфликта между устремлениями человека и окружением. Поиск смысла жизни оказывается необходимым, когда рушатся все опоры и человек повисает в метафизической пустоте (Шредер). По Фрейду, размышления о смысле жизни являются признаком психической болезни. Поэтому читатели, заинтересовавшиеся этой темой, так же как автор, нуждаются в сочувствии и бережном отношении.
С другой стороны, очевидно, что смысл своего существования волновал уже пралюдей с момента появления у них проблесков самосознания. Результаты опросов, опубликованные в 2005 году, показали, что 43 % россиян и 35 % жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и её целях, в то время как 32 % и 39 % соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49 %), а не мужчины (37 %). Доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39 %.
Поиск смысла жизни послужил одной из главных причин возникновения религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. Поэтому представляется закономерным, что адекватное понимание смысла жизни в будущем придёт на смену религии.
Громадное многообразие определений смысла жизни
Большое впечатление производит многообразие точек зрения — от категорического отрицания смысла, до утверждения о ненужности жизни без признания в ней смысла (Делокаров). Пантеизм и материализм постулируют, что смысл жизни заключается в ней самой, монотеизм — в приближении к богу (см. выше).
По Спенсеру этика — эволюционно возникшее приспособление в борьбе за существование, смысл жизни в её сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий, по Юнгу смысл жизни — рефлексивная жизненная задача, на которую человек должен найти ответ, по Франклу — врождённая мотивационная тенденция (Леонтьев). Достоевский видел смысл жизни в самосовершенствовании, для Розанова это колокол совести, внутренний свет (Смысл). Интересна предложенная констатация ведущих смыслов жизни в зависимости от эпохи: Античность — Благо, Средневековье — служение Богу, Возрождение — постижение Красоты, Новое время — Знание, Новейшая история — Деньги, XXI век — Информация.
Смысл жизни зависит от мировоззренческих установок (Делокаров). Он изменяется от человека к человеку, от ситуации к ситуации (Frankl). Поиск смысла сильно осложняет исторически непреходящая противоречивость и неясность целей человечества.
Нельзя недооценивать при психологическом подходе ведущую роль чисто физиологических (биохимических) факторов. Как озабоченность смыслом жизни, так и его содержание в значительной степени зависят от характера человека («счастье — в характере»), а характер — от уровня или соотношения энкефалинов и эндорфинов, производных арахидоновой кислоты, «биогенных моноаминов» (Имянитов, 2006).
Почти все концепции смысла жизни выходят за пределы собственно науки, вторгаясь в область или ценностей, или убеждений, или веры. Жизнь — это единство рационального и иррационального, логического и чувственного, воли, инстинктов (Делокаров).
Объективный смысл существования
Продвинуться в сторону объективности, освободиться от названных выше иррационального, чувственного, воли и инстинктов можно, если принять, что важно не то, что человек говорит, и даже не то, что он думает; более того, и не то, что он делает, а то существенное, что в результате этой деятельности реализуется.
Такому подходу соответствует определение смысла, данное в «Новой философской энциклопедии» (Шредер): «Смысл — внеположенная сущность явления, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности…»
При изложенном понимании смысл жизни появляется и у не наделённых сознанием живых существ. Так, смысл жизни каждой особи из любой популяции микроорганизмов, растений или животных — расширение среды обитания, создание нового, более приспособленного к условиям существования и более многочисленного поколения.
При выбранном понимании смысла жизни смысл существования обретают и неживые объекты. В последовательности космической эволюции материи:
системы галактик
.....................
ядра атомов водорода и гелия
фотоны + нейтрино + протоны + нейтроны + электроны
протовещество (сингулярное состояние)
смысл существования протонов и нейтронов — образование ядер атомов водорода и гелия, смысл существования этих ядер — формирование звёзд в галактиках.
В последовательности
человек
животные
растения
неживая природа
смысл существования растений — обеспечение условий для существования животных, смысл жизни животных — реализация появления человека и обеспечение его пищей, одеждой.
Интересно, что сходное толкование смысловой основы последней последовательности, но базирующееся на религии, более ста лет назад дал Вл. Соловьёв. Он вывел направление развития нашего мира (сначала эволюция природы, затем история человечества) как стремление к всеединству. Это стремление сначала в царстве минеральном действует как слепая сила, затем через царства растительное, животное и человеческое приобретает всё более осмысленный характер и приводит к царству Божьему. Отсюда смысл существования каждого царства — реализация вышестоящего царства, а в конечном плане — достижение абсолютности бытия, единства с Творцом (Соловьёв).
Конкретизируя развитие животного мира, полезно обратиться к эволюционному дереву мира животных . Оно иллюстрирует, что смысл существования для простейших — создание беспозвоночных, для беспозвоночных — позвоночных. Смысл жизни древних земноводных — дать начало пресмыкающимся, пресмыкающихся — млекопитающим.
Предлагаемый подход к определению смысла жизни обеспечивает широкий взгляд на проблему, позволяющий рассмотреть смысл жизни как частный случай более широкого понятия и тем самым углубить понимание проблемы. Признание осмысленности существования животных, растений и неодушевлённых предметов находится в русле современных констатаций общих закономерностей и движущих сил в развитии общества, живой и неживой природы, которые будут рассмотрены ниже, в разделах «Отбор смыслов» и «Аналогии».
Добавлено (02.07.2008, 19:46)
---------------------------------------------
Важно иметь в виду, что объективный смысл существования данного явления зависит от того пласта реальности (контекста), в котором это явление рассматривается. С точки зрения популяции смысл существования данного растения — создание нового, желательно более приспособленного к условиям существования и более многочисленного, поколения.
Смысл существования растений для питающихся ими животных совсем другой. Действительно, без осуществляемого растениями фотосинтеза не было бы корма для травоядных животных, а, следовательно, и хищники не могли бы существовать. Фотосинтез приводит к поглощению углекислоты и выделению кислорода, и в обеспечении дыхания кислородом заключается смысл существования растений для подавляющего большинства живых существ. Таким образом, бесполезно искать единственный, «самый правильный», смысл жизни: он зависит от уровня рассмотрения, имеется многоступенчатая иерархия смыслов.
Иерархию объективных смыслов жизни совремённого человека можно представить на основе приблизительной последовательности, приведённой на схеме 1. Отдельные звенья цепи могут исключаться или переставляться, возможно введение новых или обобщение нескольких звеньев в одно.
человечество в целом
государство
регион (республика, штат)
город, посёлок
общественная организация
работа
семья
личность
Схема 1. Иерархия смыслов жизни человека. Примеры общественных организаций: объединение по интересам (в частности, любителей животных или противников трезвости), партия, криминальная организация.
Но главная неточность приведённой последовательности (цепочки, лестницы) — её одномерность: при более подробном рассмотрении становится очевидным, что иерархия смыслов представляет собой многомерное дерево, которое включает искусство, религию, развлечения, взаимоотношения с окружающей средой и многое другое.
Отдельный человек сосредотачивается на одном-двух звеньях приведенной цепочки (дерева), они и принимаются как смысл его жизни (точнее, основной смысл). Выбор обычно осуществляется на уровне подсознания, редко сознательно.
Трансформация объективных смыслов
Важным достоинством рассматриваемого понимания смысла жизни представляется то, что он существует независимо, в связях и закономерностях объективного мира. Рассматриваемый смысл нельзя приписать явлению произвольно или придать определённый смысл чему-либо чисто волевым способом.
Понимание смысла существования явления, так же как и другие знания, постоянно совершенствуется. Пока явление не обнаружено, человек не имеет возможности придавать ему смысл (последний существует, но не известен), далее смысл уточняется по мере изучения как этого явления, так и более широкого пласта реальности (контекста), в котором оно находится. Действительно, только после открытия микроорганизмов Левенгуком (точнее, намного позже) стала известной их определяющая роль сначала в брожении, затем в инфекционных заболеваниях, в планетарном круговороте углерода и азота, как этапа в развития живого.
По мере развития цивилизации наиболее сильным изменениям подвергаются представления о высших смыслах существования человечества. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно не возможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в красного гиганта и белого карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды.
Достаточно развитая цивилизация может предотвратить эти катастрофы или защититься от них, и при этом спасти животный, растительный и минеральный мир. Таким образом, создание разума — самый эффективный способ сохранения системы. В результате отбора на космическом уровне могут сохраниться лишь те системы, которые сумели генерировать мощные цивилизации. Поэтому для неживой природы, наряду с рассмотренным ниже стремлением к термодинамически устойчивым формам, необходимо добавить более действенный способ сохранения: создание разумной жизни. Это не может быть осуществлено неживой природой целенаправленно: образуются разные системы, но высокоорганизованные имеют больше шансов сохраниться.
Всё изложенное касается процветания человечества. В этом аспекте самый масштабный смысл существования человека можно представить как распространение сознания во Вселенной (Райков). Хотя ещё не решён вопрос о том, будет ли после происходящего в настоящее время расширения Вселенной происходить её сжатие, уже выдвинута идея, что смысл существования человечества — предотвращение чрезмерного расширения Вселенной, а в общем виде — поддержание бытия мира (Гивишвили).
Однако было бы непоследовательным считать, что развитие природы ограничится созданием человека. Тогда важнейшим смыслом существования человека является создание и обеспечение существования более высокой формы мыслящей материи (Имянитов, 2003). Здесь можно обсуждать неживой интеллект как новый вид существ разумных (Райков). Неживой интеллект ассоциируется скорее со сверх-сверх компьютерами, чем с описанными в литературных ужастиках роботами.
Отбор объективных смыслов
Ранее была показана иерархия смыслов жизни и упомянуто, что человек сосредотачивается на одном-двух вариантах. Кроме обстоятельств, на выбор доминирующих смыслов влияют случайные и субъективные факторы. Таким образом, из числа объективных смыслов произвольно отбираются «главные». Далее последние подвергаются естественному (опять объективному) отбору.
Аналогичным образом в неживой природе не могут с одинаковой интенсивностью реализоваться все возможные смыслы существования. Понятно, что в неживой и живой природе, а также в обществе будут сохраняться явления, взявшие на вооружение смыслы, наиболее способствующие процветанию . При этом крайности вредны и опасны: плохо, когда смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; ещё хуже, если общество навязывает человеку смысл, коверкающий его жизнь. Оба эти варианта неконкурентоспособны и не имеют будущего.
Характерна с этой точки зрения ситуация, сложившаяся в неживой природе из-за преобладания тенденций к максимальной стабильности (энергетическому минимуму, хаосу, максимуму энтропии). Действительно, камни падают вниз, ручьи текут в реки, реки в моря. Пылевые облака под действием силы тяжести сгущаются в звёзды. Из всех возможных вариантов химических соединений и минералов сохраняются наиболее термодинамически устойчивые: атомы кислорода соединяются в молекулы, из водорода и кислорода получается вода. Своё крайнее обобщение изложенные факты получили в выведенной из второго закона термодинамики в XIX веке гипотезе о тепловой смерти Вселенной, из которой следует бесперспективность и бессмысленность существования человечества.
Итак, чрезмерный акцент на стабильность существования ведёт в тупик. Однако очевидно, что изложенная картина отражает только один, причём не лучший в смысле будущности, путь (смысл) эволюции материи. За счёт притока энергии и вещества извне повсюду происходит непрерывное возобновление деградировавших явлений и развитие. Так, энергия Солнца обеспечивает постоянное возобновление элементов круговорота воды на Земле (облака, ручьи и реки), озонового слоя в атмосфере, растительного мира на суше и в океане.
Живые организмы успешно существуют и размножаются исключительно за счёт использования внешней энергии и вещества. В отличие от рассмотренного выше акцента на стабильность в неживой природе, главное в живом — изменчивость и отбор лучшего. Всё живое — наглядная и бесспорная иллюстрация реализации такого, более прогрессивного смысла существования.
Очень важно, что вопреки представлениям, типичным для XIX века, исчерпывание энергии и вещества даже в предельно удалённом будущем не предвидится: термоядерные реакции обеспечивают Вселенную энергией в настоящее время, по мере их угасания возможен переход на более глубокий и несравнимо более богатый энергией уровень, которым, вероятно, являются взаимодействия внутри элементарных частиц (между кварками?). Следующим по глубине источником энергии представляется субфизическая (возможно, физический вакуум) форма материи. Извлечение энергии с этих уровней