" Понимание - клинок с тремя гранями, наша сторона, ваша сторона, а посередине истина. "

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 00:08
Приветствую Вас Гость | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Форум » Для интересующихся... » Вера » Каково отношение между религией и наукой? (Согласимы ли они между собой?)
Каково отношение между религией и наукой?
РевеккаДата: Понедельник, 22.10.2007, 12:45 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Семен Франк
РЕЛИГИЯ И НАУКА

Каково отношение между религией и наукой? Согласимы ли они между собой? Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру?

Если поставить эти вопросы современному русскому образованному - или, вернее, полуобразованному - человеку (ибо подлинно образованных людей на свете мало), то на них последует быстрый и решительный отрицательный ответ. Прежде всего, быть может, найдется немало людей, которые, как бы они ни относились к советской власти и господствующим коммунистическим идеям в других областях, в этом вопросе серьезно верят казенной доктрине, что религия есть "опиум для народа", что она "выдумана" "жрецами" или "попами" для того, чтобы одурачить народные массы, держать их в повиновении и извлекать из этого личные выгоды для касты священников или вообще для господствующих классов. Серьезно спорить с таким взглядом нет никакой надобности; он может быть опровергнут в двух словах, и всякий хоть немного, но подлинно образованный человек знает, что такой взгляд есть одновременно плод и чудовищного невежества, и жалкого недомыслия. История показывает, что все народы мира, первобытные и грубые и самые культурные, имеют религиозные представления и религиозную веру, в том числе и те народы, у которых еще нет никакого деления на классы или сословия; что есть многие народы, у которых вообще нет касты "жрецов" или священников, но которые вместе с тем глубоко религиозны (например, хотя бы народы античного мира). Словом, элементарное историческое образование достаточно, чтобы усмотреть, что религиозная вера никем сознательно не "выдумана", а есть коренное, исконное свойство человеческого духа, что как у всякого народа есть какие-то, никем нарочито не придуманные, а сами собой возникающие представления о добре и зле, о праве и нравственности, какие-то порядки семейной, хозяйственной, общественной жизни, так у всякого народа есть какие-то религиозные верования. А вдобавок к этому нужно лишь небольшое усилие ума, чтобы сообразить, что для того, чтобы "попы" или "жрецы" могли что-нибудь вообще "выдумать" и начать изготовлять свой "опиум", они прежде всего должны существовать; а существовать они могут, лишь когда у народа уже есть религиозная вера. Коротко говоря, при некоторых знаниях и некоторой сообразительности легко увидеть, что люди, верящие, что религия есть только способ одурачения народа, сами наивным образом одурачены, поддались гипнозу невежественных и бессмысленных слов.

Далее если интересно, читайте в каталоге статей!

 
КурдДата: Понедельник, 22.10.2007, 12:58 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Дикари знают откуда беруться молнии и цунами? Религия вещь социальная я понимаю что отвыкать от этой зависимости тяжело но придется.
 
SamantochkaДата: Понедельник, 22.10.2007, 15:36 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Мартин Оэсер
(Голландия)

НАУКА И РЕЛИГИЯ: НАВОДЯ МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ
(серия «Основы теософии», ч. I)

ВВЕДЕНИЕ
Удивлялись ли вы когда нибудь, почему существует такая большая пропасть между наукой и религией? Видели ли вы когда-нибудь возможность навести мост через неё?
Как учёный и психолог я могу ясно видеть узкие рамки, в которые заключила себя наука. Что касается религий, большинство из них находятся в большом затруднении по части представления ясной и подходящей философии жизни. И никто из них не может удовлетворительно ответить на насущные этические вопросы.
Таким образом, мы сталкиваемся со странной ситуацией — наукой, объявляющей определённые теории жизненным фактом, и религией, провозглашающей истинными совсем другие взгляды. Здравый смысл подсказывает нам, что должна быть одна правда, и по меньшей мере мы не можем принять сразу два принципиально разных мнения о жизни и природе.
На самом деле, существует древняя философия, называемая Религией Мудрости, заявляющая о наведении моста через эту пропасть. В наши дни эта философия называется Теософией, будучи принесена на запад Е. П. Блаватской под руководством и вдохновением её учителей (мастеров мудрости и сострадания). Это и будет являться темой сего документа. Здесь уместно заметить, что это не просто красивая и привлекательная философия, но напротив, большая система истин, базирующаяся на духовном видении тысяч мудрецов, пророков и великих основателей религий на протяжении веков. Эта философия может и должна быть проверена всеми серьёзными искателями истины. Теософия даёт некоторые направляющие линии, по которым это может быть сделано. В конце этого документа это станет более ясным. Это именно практическая философия жизни, что станет очевидным, если вы приложите её принципы к повседневной жизни.
Пропасть, о которой говорилось выше, существовала не всегда. Она вырастала постепенно, по мере того, как наука противопоставляла себя догматическому богословию. В наши дни наука полностью материалистична в своих взглядах. Даже сознание сводится ею к материальным процессам. Но мы уже можем заметить смутные контуры новой, менее материалистичной науки, которая включает парадигму всеобщности или сущностного единства всех существ. Дэвид Бом был одним из пионеров в этой области. Пол Фаерабенд, известный философ науки, показал, что научные модели сравнимы с моделями природы, запечатлёнными в древних мифах человечества (см. его книгу «Against Method» — «Против метода», 1975). Это может заставить некоторых надменных деятелей науки стать немного более скромными. У них просто слишком много претензий.
Платон сказал бы, что материалистическая наука никогда не достигнет истины, поскольку полностью зависит от того, что наши чувства сообщают нам о мире. Вместо этого мы должны развивать наше внутреннее чувство понимания до такой степени, при которой мы сможем воспринимать причины, стоящие за всеми видимыми явлениями. Наши внешние чувства — всего лишь помощь для существования на этом внешнем плане жизни.
Теософия смыкает пропасть между наукой и религией, сообщая знания принципов природы, которые могут быть признаны и религией, и наукой, если будут должным образом исследованы. В сущности своей, теософия есть ядро всех великих религий и философий (таких как платоновская и пифагорейская). В своём религиозном аспекте она говорит нам, какова цель жизни, в своём философском аспекте она объясняет, почему вещи таковы, каковы они есть. В своём научном аспекте она говорит нам, каким образом работает природа. Эти три аспекта взаимосвязаны и никогда не могут быть разделены, потому что такое разделение вызовет реальную потерю понимания. Разделение это также заставляет науку терять этический базис, что уже случилось за последние столетия.
Знание (эзотерической) науки вызывает огромную ответственность. Злоупотребление эгоистическим умом может вызвать серьёзные бедствия. Именно поэтому передача этого вида знаний человечеству строго ограничивалась. Конечно, иногда опасное знание открывается самими учёными, подобно секретам ядерной энергии. И это создало реальную угрозу безопасности человечества.
Хорошо, вы можете спросить, но какое же знание дано этому миру? Это будет предметом следующего раздела.

СЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ МУДРОСТИ

Теософия даёт контуры универсальных принципов, действие которых может быть принято каждым человеком с открытым рассудком. Признание этих принципов возможно посредством постепенного развития способности понимания (бескорыстной службой человечеству совместно с эзотерическим изучением). Все эти принципы могут быть обнаружены в литературе многих религий, особенно в их мистических разделах, таких как суфизм, гностицизм, индуизм, и т. д., в равной мере как и в древних мифах.
Наиболее важные принципы или истины называются семью драгоценными камнями мудрости. Вместе они дают возвышенную и практическую систему этики, включающую идею Вселенского Братства (сущностной связи всех существ), которая будет обсуждаться более полно ниже. Они могут быть использованы для построения системы науки, которая будет базироваться на сознании, как на первичном факторе.

I

Первое — это учение о реинкарнации, или перевоплощении.
Теософия исходит из духовной точки зрения. Она говорит, что сознание первично по отношению к форме или проявлению. Сознание периодически воплощает себя в подходящую форму. Сократ говорит об этом в «Федоне» Платона.
В действительности эта доктрина говорит о законе циклов. Все процессы в природе имеют циклический характер. Имеются буквально сотни примеров в природе, подтверждающих этот закон. Вот несколько примеров:
• времена года;
• рост семян, созревание, загнивание, смерть и возрождение новых семян;
• пароксизмы лихорадки;
• обращение планет вокруг Солнца;
• развитие цивилизаций;
• валентности в периодической системе химических элементов;
• процессы мысли (зарождение, рост и умирание мыслей).
Конкретно этот пример будет разъяснён в другом отделе, поскольку имеет особое значение для получения вами контроля над своей жизнью.
То, что выглядит невзаимосвязанным набором примеров, на самом деле связано процессом, называемым аналогической работой природы.

II

Второе — это древнее учение о карме (законе причин и следствий), который учит о восстановлении гармонии после её нарушения.Этот закон гласит, что каждое действие вызывает соответственную ему реакцию (противодействие). Этот закон действителен на всех уровнях существования — физическом, психологическом и духовном. В Библии приведена пословица «что посеешь, то и пожнёшь», выражающая точно ту же самую идею.
Карма — это универсальный закон справедливости, воспринимаемый умственным зрением. Не имеется никакого другого логически состоятельного объяснения огромных различий между людьми, кроме как сообщаемого этим законом и его близнецом — законом перевоплощения. Это также один из самых трудных для усвоения принципов по причине его бесконечных вариаций и приложений ко всем аспектам жизни.
Те, кто верят в слепой случай, могут продолжать это делать, но они не в силах объяснить многие феномены типа телепатии, ясновидения и другие подобные. Также, они никогда не смогут полностью объяснить, как единственная клетка развивается в человеческое тело. Теософия может объяснить эти явления и сделала это давно. Вместе эти первые два принципа могут объяснить многие возникающие у нас вопросы о жизни.

III


Третье — это иерархический принцип.
Этот принцип природы не является широко известным. Уже Платон и Пифагор учили ему в своих академиях. Они заявляли о иерархической структуре природы как о факте. И действительно, мы можем наблюдать некоторые примечательные примеры этого в природе и вообще где-либо:
• Наше тело организовано в основном по иерархическому принципу. Оно состоит из органов, которые сами состоят из тканей, состоящих из клеток, которые в свою очередьсостоят из определённых структур, и т.д.
• Многие царства природы содержат определённые иерархические отношения, которые могут быть здесь упомянуты только вкратце. Можно сказать, что минеральное царство имеет отношение к человеческому телу. Растительное царство использует минералы в своих химических и физиологических процессах. Животное царство использует минеральное и растительное царства. Человеческое царство употребляет, или лучше сказать, злоупотребляет всеми царствами, стоящими ниже его.
Имеются и другие царства, которые не могут быть подробно рассмотрены сейчас, но могут быть кратко упомянуты. Выше человеческого царства стоят божественные царства — почему должно человечество быть наиболее развитыми существами во вселенной? — Оно и не является таковым.
• В самом человеке имеется определённая иерархия сущностей — для простоты упомяну только некоторые:
— минеральные и растительные составляющие человека (кости, волосы;
— животная составляющая человека
— думающая составляющая человека
— одушевляющая составляющая человека
Это может вызвать некоторые вопросы. В следующей редакции этого документа я планирую рассмотреть это более подробно. Но заметьте, что эти идеи были хорошо известны среди древних. На Гаваях мы находим религию Хуна, которая учит тем же идеям, рассмотренным в нашем примере.
Обществам также присуща иерархическая структура. Имеется правительство (хорошо или плохо справляющееся с обязанностями), штаты, округа, города, семьи и индивидуумы.
Поскольку интеллектуальному знанию придают большую ценность, чем истинной мудрости, мы наблюдаем плачевную картину правительств, неспособных оказать действенную помощь своим народам. Но мудрость, накопленная веками, доступна тем, кто желает слушать и хочет обдумать её.

IV

Четвёртое — это принцип уникальности каждого существа или класса существ. Это скорее абстрактный принцип, который надо ухватить.
Идея, стоящая за этим принципом, заключается в том, что каждое существо, сознание, проявляет себя именно в той форме, которая соответствует качествам, развитым этим сознанием в течение перевоплощений. Человеческое сознание принимает человеческую форму (тело), животное сознание воплощается животным и т. д. Говоря более конкретно, лошадиное сознание становится лошадью, сознание розы — розой и т. д.
Это подводит нас к вопросу о наследственности. Материалистическая наука говорит нам, что причина развития семени розы в розу лежит в её генах. Да, наследственность существует, но это всего лишь вторичное явление. Мы можем задать вопрос: каковы же причины существования определённого набора генов? Этот вопрос никогда не сможет быть разрешён наукой в её теперешнем состоянии. Теософия даёт некоторые общие ключи к разгадке этого, если мы соединим семь её принципов вместе. Относительно этого я должен заметить, что здесь имеется много вопросов, детальное рассмотрение которых может потребовать целой жизни для изучения и исследований. В конце этого документа я сообщу некоторые ключи, используемые в этом виде исследований.
Но должно стать ясно, что этот принцип переворачивает точку зрения относительно наследственности: наследственность — не причина нашего характера, но всего лишь результат нашего характера, который мы выстраивали на протяжение веков.

V

Пятое — это принцип постепенной эволюции. Эволюция, как она теперь понимается дарвинистами, заключается в изменении форм и выживании наиболее приспособленного.
Теософия относит эти процессы к вторичным и заявляет, что первичный фактор эволюции — это сознание. Более того, буквально эволюция значит e-volve (разворачивать), проявлять определённые качества (сознания в материи!). Никакое явление невозможно без активной, разумной силы. (Вы всё ещё здесь?) Каждый феномен эволюционировал из Вселенской Жизни-Материи по долгой линии дифференциаций. И в то же время это — Жизнь, инволюционированная (вовлечённая) в Материю. Таким образом мы имеем два параллельных процесса вместо пустой трансформации форм, в которую хотят нас заставить верить дарвинисты.*
Относительно прогрессивной эволюции можно заявить, что имеется постепенное развитие качеств сознания, что можно видеть на примере разных царств природы. Растения более развиты, чем минералы. Животные более развиты, чем растения, люди более развиты, чем животные (некоторые могут думать иначе...). Конечно, мы часто наблюдаем людей, ведущих себя, как животные (это ведь часть нашей природы), но имеются многие примеры бескорыстных людей, жертвующих своей жизнью для других.**

__________
* Ламарк, первым выдвинувший идею эволюции, понимал её именно как сознательную эволюцию — пер.
** Правильнее было бы сказать — жертвующие своей формой ради жизни. — пер.

Человек развил способность мышления, у животных тоже есть эта способность, но в латентном состоянии.
Постепенная эволюция подразумевает, что существа определённого царства природы развивают своё сознание в результате опыта, получаемого в этом мире; они перевоплощаются в том же царстве до тех пор, пока они не достигнут предела возможного опыта в этом царстве. Тогда они входят в следующее, высшее царство, после определённого периода. В этом новом царстве они могут развернуть высшие аспекты сознания. Этот пятый принцип находится в очевидной связи с третьим, иерархичностью, и первым — перевоплощением. На самом деле все они связаны неразрывно.
Для человека, как нас учат, существуют ещё много аспектов сознания, которые могут быть развиты. Можно привести два важных примера — способность Понимания (проницательности, различения) и способность Вдохновения (сознания сущностного единства всех существ). В этом — наша величайшая задача. Сейчас мы в основном позволяем управлять нашей жизнью низшим желаниям и импульсам. Вместо этого, мы можем использовать способности Воображения и Воли для создания могущественного образа Братства, сотрудничества и мира. Эта прекрасная идея будет обсуждена в следующем документе. На самом деле, это — наиболее эффективный способ изменения мысленной атмосферы этой планеты. Платон сказал: «Идеи правят миром» и он был прав. Конечно, мы должны также предпринимать необходимые действия с целью помочь осуществлению наших идеалов.
Все великие учителя человечества указывали путь избавления от человеческих страданий. Этот вопрос будет освещён следующими двумя принципами.

VI

Шестой принцип гласит: дуализм — вот основа всех проявлений.Кришна говорит о «парах противоположностей» в Бхагавад-гите. Разум и Материя являются двумя полюсами проявления. Взаимодействие этих двух полюсов вызывает весь прогресс и регресс. Опять же, это очень глубокий вопрос со значительными философскими приложениями.
Мы можем выбрать между эгоистичным поступком и бескорыстной службой на пользу всех. Те, кто действует эгоистично, ограничивают своё сознание в очень узкой области существования и опыта. Кто же работает для пользы мира, расширяет своё сознание к высшим его уровням. Разумеется, это постепенный процесс. В буддизме имеется учение о Пути Сострадания. Работающие для пользы других, не имеющие чувства отделённости от других (величайшей ереси в буддизме) следуют этим путём. Они отказываются от освобождения, или нирваны, когда встречаются с такой возможностью, потому что не хотят этого, пока другие вынуждены страдать в скорби. Они не оставляют человечество быть бедным сиротой. Это наиболее возвышенная этика, когда-либо созданная за всю историю человечества.

VII

Седьмой принцип касается знания сути всей жизни.Каково происхождение всех вещей? Почему Единая Сущность становится множественной? Эти вопросы по сути являются самыми фундаментальными в философии. Это относится к Источнику всего проявления.
Возможно ли знать происхождение жизни? Да, отвечает теософия. В сердце или ядре каждого существа может быть найдена Вселенская Жизнь. «Ты есть То», говорят Упанишады. Каждое человеческое существо может открыть эту божественную искру внутри, постепенно развивая высшие аспекты своего сознания. Результатом этого будет осознание единства со всеми существами. Это осознание можно назвать «просветлением», и на самом деле это постепенный, последовательный процесс.
Заметьте, что эволюция — это выражение внутренних способностей сознания. Идя Путём Сострадания, не для себя, но для всего, можно прийти к открытию сути или эссенции вещей.
Будем реалистами, это потребует многих перевоплощений. Конечно, это не имеет значения, потому что нет конца эволюции. Единственное, что имеет значение — правильное приложение правильного понимания древнего знания-мудрости к повседневной жизни с применением вашего здравого смысла.

Некоторые ключи для учёного-философа
Главная цель того, что было сказано — показать существование ясной и последовательной философии жизни, демонстрирующей нам рациональные основы этического поведения. Кто может быть так глуп, чтобы поранить своего собрата, если он понимает, что в действительности ранит самого себя? Сущностная связанность всех существ является центральной темой в этой философии.
Вторая цель этого документа — сообщить некоторые стимулирующие мысли для тех учёных (или людей, действительно интересующихся наукой), которые понимают, что синтез между старыми религиозными истинами и наукой является реальной возможностью. Я не могу сейчас сообщить законченную и полную с систему дедуктивных методов эзотерической науки, однако многие блоки для построения её уже предоставлены теософией.
Важный принцип, который может быть найден в заявлении «природа работает по линиям аналогии», таков — макрокосмические процессы аналогичны микрокосмическим. Приложение семи драгоценностей мудрости возможно при использовании главного ключа — аналогии.
Герметическая аксиома «как наверху, так и внизу» может быть приложена в любом мыслимом направлении. Я думаю, что глубокое изучение третьего принципа, наряду с остальными, конечно, может дать результаты, которые будут сюрпризом.
Также и изучение древних мифов и священных писаний доставит много пищи для глубокого размышления. Е. П. Блаватская говорит нам в «Тайной доктрине», что семь ключей интерпретации должны быть приложены к каждому символу и аллегории, чтобы понять их значение.
Эти ключи следующие: геометрический, численный (напр. каббала), физиологический (и антропологический), физико-химический, метафизический, астрономический (и древней астрологии, доступный теперь с трудом), и психологический.
В действительности это проект, который никто не сможет предпринять в одиночку. Тем не менее, я надеюсь, что некоторые отважные умы смогут приступить к попытке синтеза религии, науки и философии в единую систему по намеченным здесь направлениям. Широкие контуры этой системы уже даны нам теософией.
Науке придётся включить сознание в свою систему в качестве базового фактора, иначе она не сможет выполнить свою истинную задачу — помочь людям в понимании того, как в действительности работает природа, мотивируя их таким образом действовать и думать согласно принципам вечной мудрости, скрытой в книге природы; принципам, которые, в некоторой мере, были раскрыты теософией.
ОЧЕНЬ полезная статья. Только кой-чего не хватает. А именно: единственный по-настоящему Фундаментальный закон, это закон цикличности. Те семь законов, что представлены в статье являются его непосредственными манифестациями

 
КурдДата: Понедельник, 22.10.2007, 16:35 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
а причем тут валентость в периодической системе
 
РевеккаДата: Вторник, 23.10.2007, 10:40 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Quote (Курд)
а причем тут валентость в периодической системе

Это тайна покрытая мраком))))

Профессор Башкирского университета, член Нью-Йоркской академии наук, химик с мировым именем Нажил Валитов доказал существование Творца. Профессор прежде был весьма далек от богословия, всю жизнь, занима¬ясь проблемами исключительно своей науки. Он и не предпола¬гал, к чему приведут его научные открытия. Монография Нажила Валитова «Вакуумные колеба¬ния при химическом воз¬буждении атомов, молекул и хаотичность силовых линий элект¬ромагнитного и гравитационного поля» произвела шок в научных кругах. Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгно¬венно, независимо от расстояния между ними.
—Прежде считалось, что никакое взаимодействие не может совершаться со скоростью, превышающей скорость света, — рассказывает о своем открытии профессор Валитов. — Это 300 тыс. км/сек. Но оказалось, что электромагнитные и гравитационные поля взаимодействуют мгновенно. Я обосновал это теоретически и подтвердил экспериментально. А потом поразился: ведь это говорит о существовании во Вселенной какой-то единой высшей силы! Ведь, по сути, всесвязано со всем. Но глобальных философских выводов в монографии делать не стал. Счёл, что моя книга и без того бунтв академической науке.
Профессор перечитал Коран, изучил Библию, проштудировал Тору и удивился, насколько они сходны, и как точно в их текстах обозначена суть его научного открытия.
— В священных книгах основных мировых религий, — говорит профессор Валитов, — написано, что Бог всевидящий и всеслышащий.
Прежде некоторые ученые-атеисты часто критиковали именно это определение. Их логика была, на первый взгляд, железной: поскольку скорость света имеет предел, то Господь Бог, если Он есть, не может мгновенно услышать и увидеть содеянное человеком. Однако оказалось, что мысль каждого из нас материальна. Атомы в молекулах, из которых состоят нейроны мозга, совершают поступательные, колебательные и вращательные движения. И процесс мышления обязательно сопровождается испусканием и поглощением силовых линий электромагнитного и гравитационного полей. Этот процесс можно мгновенно засечь из любой точки Вселенной. Значит, Бог знает каждую нашу мысль? Да. Есть сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом, Аллахом, Мировым разумом — суть не меняется. И взаимодействие в мире мгновенно, где бы ни находились объекты.
Сейчас профессор Валитов считает себя верующим человеком:
— Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце...

 
SamantochkaДата: Вторник, 23.10.2007, 13:03 | Сообщение # 6
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
— Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце...

--------------------------------------------------------------------------------
я в это не верю, пиар голой воды
когда то верить запрещали, а сейчас наоборот проповедуют
пора бы уже определитсья

 
РевеккаДата: Вторник, 23.10.2007, 13:26 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Каждый человек в праве верить, или не верить))))) Хочешь верь, хочешь не верь))))) Свобода мысли и слова))))
 
SamantochkaДата: Вторник, 23.10.2007, 15:31 | Сообщение # 8
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Винер Н.
Творец и робот:
Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией

В этой книге я намереваюсь обсудить не всю проблему отношения религии и науки, а лишь определенные вопросы, связанные с той областью знания, которая представляет для меня наибольший интерес, – с наукой об управлении и связи. Мне кажется, что вопросы эти располагаются вблизи того рубежа, где наука сталкивается с религией. Я хотел бы при этом избежать логических парадоксов, которые являются следствием крайних (хотя и привычных) претензий религии на истолкование абсолютов. Если мы будем рассматривать познание только с позиций Всеведения, власть – только с позиций Всемогущества, а культ – только с позиций Единобожия, то мы запутаемся в метафизических хитросплетениях еще до того, как приступим к действительному исследованию отношений между религией и наукой.

Тем не менее существует много положений, касающихся знания, власти и культа, которые приходят в столкновение с последними данными науки. Мы могли бы свободно обсудить эти положения, не обращаясь к упомянутым абсолютным понятиям, окутанным столь сложными эмоциями и таким пиететом, что нет никакой возможности к ним подступиться, не возбуждая страстей. Но знание, власть, культ – это определенные факты действительности, и факты эти доступны человеческому исследованию совершенно независимо от принятой теологии. Как реальные факты, эти явления поддаются изучению, при котором мы можем воспользоваться нашими сведениями о знании, власти и культе из других областей, более доступных для методов естественных наук. И нам незачем требовать от изучающего, чтобы он сразу же полностью воспринял точку зрения “credo quia incredible est”1.

Можно сказать, что, выбирая свой отправной пункт вне сферы религии, я сразу же лишаю себя возможности обсуждать отношения между религией и наукой, хотя это и подразумевается общим замыслом настоящего очерка. Поэтому лучше с самого начала точно определить свою тему, указать рамки, из которых я не намерен выходить, и отмежеваться от намерений, чуждых той специфической задаче, которую я поставил перед собой. Я уже говорил, что в течение ряда лет работал над проблемами связи и управления в машинах и живых организмах, над новыми инженерными и физиологическими методами, связанными с этими идеями, и над изучением последствий этих методов для дел человеческих. Знание тесно переплетается со связью, власть – с управлением, а оценка человеческих дел – с этикой и со всей нормативной стороной религии. Поэтому, изучая заново отношения между наукой и религией, уместно пересмотреть наше представление об этих предметах в свете последних достижений теории и практики. Возможно, что это еще не будет изучением самой науки и ее отношения к религии в собственном смысле, однако, вне всякого сомнения, это послужит необходимым введением к такому изучению.

Если мы хотим получить что-либо от подобного исследования, мы должны освободиться от наслоившихся предрассудков, которыми мы как будто защищаем свое благоговение перед святыми и великими вещами, а на деле обыкновенно стремимся избавиться от чувства неполноценности, которое испытываем, встречаясь с неприятной действительностью и опасными сопоставлениями.

Если этот наш очерк должен что-то значить, то он должен быть реальным анализом реальных проблем. Дух, в котором его надлежит провести, – это дух операционной, а не ритуального плача над усопшим. Щепетильность здесь неуместна, ибо она граничила бы с кощунством. Мы уподобились бы модным медикам прошлого века, которые у постели больного прятали хирургические иглы под шелковыми лацканами своих черных сюртуков.

Каково бы ни было содержание религии, в ней часто заключено нечто, напоминающее запертую гостиную фермерского дома Новой Англии, с опущенными шторами, восковыми цветами под стеклянным колпаком над камином, позолоченными камышами, обрамляющими незаконченный портрет дедушки на мольберте, и фисгармонией из черного дерева, на которой играют лишь на свадьбах и похоронах. Или иначе, мы находим здесь некий моральный эквивалент неаполитанского катафалка – той великолепной черной кареты [c.17] с зеркальными стеклами, с конями под черными султанами, которая как бы переносит достоинство почившего в потусторонний мир или, во всяком случае, вселяет надежду сохранить его. Мы должны резко отделять рассмотрение столь серьезного предмета, как религия, от любого анализа духовных ценностей меньшей значимости, чем сама религия.

Я говорил уже о наслоившихся предрассудках, препятствующих обсуждению проблем той важной переходной области, где наука сталкивается с религией: мы-де не можем ставить в своих рассуждениях Бога и Человека на одну доску – это кощунство. Подобно Декарту, мы должны блюсти достоинство Человека, основываясь в своих рассуждениях на точке зрения, совершенно отличной от той, с которой мы оцениваем низших животных.

Теория эволюции и происхождения видов – это осквернение человеческих достоинств, и, как уже обнаружили ранние сторонники Дарвина, в мире, с подозрением относящемся к науке, ученому крайне опасно поддерживать подобные идеи. Более того – даже в мире науки опасно выступать против установленной табели о рангах. Ни в коей мере непозволительно ставить на одну доску живые существа и машины! Живые существа – это живые существа во всех своих частях, машины же сделаны из металлов и других неорганических веществ и не обладают тонкой структурой, отражающей их целевые или квазицелевые функции. Физика – или что обычно понимается под ней – не знает ничего о цели; [c.18] возникновение же жизни представляет собой нечто совершенно иное.

Если мы будем придерживаться всех этих табу, то мы, возможно, приобретем громкую славу консервативных и трезво мыслящих людей, но при этом, увы, очень мало сделаем для дальнейшего прогресса знания. Неотъемлемой чертой ученого, равно как умного, честного писателя, как и умного, честного представителя духовенства, должно быть стремление подвергнуть экспериментальной проверке еретические или запретные мнения, даже если в конечном итоге их придется отвергнуть. Более того, это неприятие новых взглядов не должно быть бездоказательным с первых шагов, и в то же время оно не должно сводиться к бесплодным умственным упражнениям, когда с самого начала становится очевидным, что это не более чем игра, в которой одна из сторон демонстрирует свою мнимую непредубежденность. Это ответственное дело, и браться за него следует со всей серьезностью. Оно приобретает смысл только тогда, когда связано с реальным риском впасть в ересь, и если эта ересь влечет за собой риск духовного проклятия, то на этот риск нужно идти честно и смело! Говоря словами кальвиниста: “Готов ли ты быть проклятым ради вящей славы господа?”

Вот почему нам необходим честный и пытливый критицизм, и в частности в дискуссиях на религиозные темы, где уклонение от истины вызывается ложным пониманием превосходных степеней. Я уже упоминал о [c.19] затруднениях, возникающих при обсуждении таких понятий, как Всемогущество, Всеведение и т. п. Эти затруднения возникают в самых причудливых формах, например когда какой-нибудь безбожник, случайно попавший на религиозное собрание, спрашивает: “Может ли Бог создать камень, который он не смог бы поднять?” Если он не может, то его могущество ограниченно или по крайней мере можно полагать, что существует предел его могуществу; если он может, то это снова означает, что его могущество ограниченно.

Легко выйти из этого затруднения, сказав, что это лишь каламбур, однако это нечто большее. Этот парадокс – один из многих парадоксов, связанных с понятием бесконечности а ее разнообразных формах. С одной стороны, малейшая манипуляция с математическим понятием бесконечности связана с понятием о делении нуля на нуль или бесконечности на бесконечность, или произведении бесконечности на нуль, или вычитании бесконечности из бесконечности. Эти выражения называются в математике неопределенностями, и принципиальная трудность, скрытая в них, заключается в том, что бесконечность не совпадает с обычным понятием о числе или количестве, так что символ Ґ/Ґ означает для математика лишь предел отношения х/у, когда х и у стремятся оба к бесконечности. Этот предел может быть равным 1, если у = х; он может равняться 0, если у = х2, или Ґ , если у = 1/х, и т. д.
Существует также другой вид бесконечности, который возникает при счете. Можно показать, что понятие бесконечности такого рода тоже приводит к парадоксам. Сколько чисел в классе всех чисел? Можно показать, что вопрос поставлен неправильно и что, как бы ни определялось число, число всех чисел больше любого числа. Это один из парадоксов Фреге – Рассела, связанный со сложностями теории типов.

Суть вопроса в том, что понятия Всемогущества и Всеведения в действительности являются не превосходными степенями, а лишь неопределенными формами выражения очень большой власти и очень больших знаний Они выражают чувство благоговения, но не представляют собой утверждения, которое можно было бы защищать с метафизических позиций. Если Бог превосходит человеческий разум и не может быть понят присущими человеку формами мышления – а это позиция, которую по крайней мере можно защищать – то с точки зрения разума нечестно сводить на нет интеллектуальные силы человека втискивая Бога в такие формы, которые должны иметь весьма определенное рациональное содержание. Таким образом, когда мы обнаруживаем ситуации, обусловленные определенными обстоятельствами, проливающими, по-видимому, свет на некоторые общие положения религиозных сочинении, мне кажется, неразумно сбрасывать их со счетов только потому, что они не имеют абсолютного бесконечного и всеобъемлющего характера, который обыкновенно придается религиозным догмам.

Это утверждение дает ключ к пониманию целей настоящей книги. Я хотел бы рассмотреть некоторые положения, обсуждавшиеся в религиозных сочинениях в теологическом аспекте, но аналогичные во многом другим положениям, которые являются предметом науки, и в частности новой науки – кибернетики, изучающей закономерности связи и управления в машинах и живых организмах. Я предлагаю использовать ограниченные в известной мере аналогии кибернетических ситуаций, чтобы пролить свет на некоторые религиозные положения.

Осуществляя это, я, безусловно, вынужден буду как-то втиснуть религиозные положения в рамки своего кибернетического подхода. Я в полной мере отдаю себе отчет в том, какое насилие я должен при этом совершить. Моим оправданием может служить только то, что скальпель анатома сделал анатомию наукой и что скальпель анатома – это инструмент, который позволяет исследовать предмет, увы, лишь при помощи насилия.

 
ЕгорычДата: Среда, 24.10.2007, 15:08 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 135
Статус: Offline
Долгое время существовала гипотеза, что если миллион обезьян посадить за пишущие машинки, то по теории вероятности через некоторое время они напечатают "Войну и мир". Теперь, с развитием Интернета, мы знаем, что это не так.

Решения, которые ты принимаешь сегодня, закладывают фундамент для твоего будущего. Так что принимай их мудро!
 
КурдДата: Пятница, 26.10.2007, 10:03 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
учите статистику уважаемый милиона мало их надо примерно 12000000000000000000000000000000000000000 +-10000000000000

Добавлено (Сегодня, 10:03)
---------------------------------------------
А если серьезно между наукой и религией нет ничего общего взаимпонимание между ними не возможно из-за фундаментальных противоречий:
1. Наука - Мир познаваем. Религия - В мире СУЩЕСТВУЮТ объекты которые познать невозможно.
2. Наука - В мире существуют только те объекты, которые обладают характеристиками и могут проявлять себя в этом мире. Религия - Бог не обладает никакими характеристиками и физические не взаимодействует с миром
3. Наука - Мир создан в результате естественных процессов таких как принцип наименьшего действия и стремление к наболее выгодному энергетическому состоянию. Религия - мир был создан.
4. Наука - Исходя из принципа множественности миров вероятность существования мира с подходящими параметрами и жизнью 100%. Религия - Это все деяния бога.

Что дала религия науке:
1. Костры инквизиции.
2. Кучу лже-наук типо магии, астрологии, теологии.
3. Нравственность

Что дала наука религии:
1. Отобрала почти все чудеса приписываемые богу.

 
РевеккаДата: Пятница, 26.10.2007, 10:24 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Quote (Курд)
Что дала религия науке:1. Костры инквизиции.2. Кучу лже-наук типо магии, астрологии, теологии.3. Нравственность

Религия и вера две разные вещи!

Quote (Курд)
2. Кучу лже-наук типо магии, астрологии, теологии.

Отбросить весь бред, можно найди здравое зерно. Астрология — прародительница астрономии. Алхимия — прородительница химии!
Кстати в библии не говорится, что мир не познаваем!
 
КурдДата: Пятница, 26.10.2007, 10:58 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
Исходя из постановки вопроса здесь обсуждается наука и религия.
 
SamantochkaДата: Вторник, 30.10.2007, 20:04 | Сообщение # 13
Писатель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1504
Статус: Offline
Quote (Егорыч)
Теперь, с развитием Интернета, мы знаем, что это не так.

а почему именно с развитием интеренета

 
КурдДата: Среда, 31.10.2007, 08:46 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 384
Статус: Offline
С развитием интернета информация стала доступней а вот с мартышками все было понятно еще во времена Толстого вот только людей разбирающихся в мат статистике и теории вероятности было мало а готовых заниматься подобными глупостями еще меньше
 
ЕгорычДата: Среда, 31.10.2007, 16:47 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 135
Статус: Offline
Quote (Samantochka)
а почему именно с развитием интеренета

С развитием интернета массы обезьян сели за компьютер, и никто так войну и мир не написал biggrin

Шутка одесского юмора flower


Решения, которые ты принимаешь сегодня, закладывают фундамент для твоего будущего. Так что принимай их мудро!
 
Форум » Для интересующихся... » Вера » Каково отношение между религией и наукой? (Согласимы ли они между собой?)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |